Обязательная маркировка продукции специальными идентификационными метками постепенно внедряется на рынок и охватывает все большие группы товаров. Естественно, данное изменение касается не только российских производителей, но и импортеров. Например, с 1 марта текущего года будет запрещен ввоз и реализация немаркированной обуви на территории РФ. Подробнее с данной темой можно ознакомиться в наших предыдущих статьях или на сайте оператора информационной поддержки программы ЦРПТ и разработанной им Национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров “Честный знак”. Как при этом изменится процесс декларирования товаров? Об этом мы расскажем ниже.
Согласно методическим рекомендациям для участников эксперимента по маркировке обувных товаров, выпущенным Минпромторгом еще в сентябре 2018 года, импортеры должны наносить на изделия или упаковку средства идентификации до их помещения под таможенную процедуру ИМ40. Кроме того, на сайте ФТС РФ в разделе, посвященном вопросам маркировки, отмечено, что после завершения экспериментального периода в установленные законом сроки при декларировании как обуви, так и прочих товаров без нанесенных средств идентификации таможней будет приниматься решение об отказе в регистрации декларации и выпуске товара. То есть инспектор будет проверять фактическое наличие штриха DataMatrix или метки RFID на групповой упаковке, или на самом изделии в случае досмотра.
Внедрение маркировки и появления у каждого товара идентификационного номера потребовало изменения принципов заполнения главного документа для участника ВЭД - декларации на товары. В частности, Решением Коллегии ЕЭК №204 от 19.11.2019 дополнен перечень информации, которую требуется вносить в графу 31 ДТ.
Под номером 13 в графе "Грузовые места и описание товаров" для товаров, подлежащих обязательной маркировке, необходимо будет указывать:
— общее количество идентификационных кодов, нанесенных не только на само изделие, но и на различные типы упаковки;
— уровень нанесения маркировки в виде цифрового кода (от 0 до 2) и непосредственно сами идентификаторы, указанные на групповой или транспортной упаковке, в зависимости от того, в каком виде поставляется товар и нанесена ли маркировка на тару.
При заполнении данных в электронной версии ДТ каждый из большого количества кодов указываются в отведенных для этого ячейках, в бумажном варианте документа он указываются через разделители в виде двоеточия, тире и так далее. Для своевременного оформления груза всю необходимую информацию необходимо заранее предоставить вашему таможенному брокеру.
После растаможки товара участник ВЭД должен передать в Информационную систему маркировки и прослеживаемости данные о дате регистрации таможенной декларации на товары, ее номер, а также информацию о разрешительном документе, подтверждающем качество продукции (номер и дата сертификата/декларации соответствия). Кроме того, данные по ввезенному маркированному товару в Систему попадают и со стороны ФТС, через Единую автоматизированную информационную систему, в том числе стоимость, вес и страна происхождения. Также в программу попадают результаты проводимых таможней проверок, информация о выявленных правонарушениях и выписанных штрафах.
В дальнейшем вся совокупность данных будет анализироваться специалистами оператора системы ЦРПТ и таможней, на основании чего будут выдаваться рекомендации по работе импортера и выдаче ему уникальных цифровых кодов.
Как мы видим, особых сложностей при таможенном оформлении товаров, подлежащих обязательной маркировке, возникнуть у импортера не должно. Главное для поставщиков - наладить процесс получения и нанесения идентификационных кодов, а также информационное взаимодействие с системой прослеживания. Получить максимально полную информацию по данному процессу можно у специалистов ЦРПТ.