В качестве оператора информационной поддержки проводимых в настоящий момент экспериментов по маркировке и дальнейшей работы системы идентификации был выбран Центр развития перспективных технологий - совместный проект государственной корпорации “Ростех” и частных инвесторов. Специалисты ЦРПТ разработали Национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров “Честный знак” для осуществления различных цифровых проектов в экономике.
Какие товары необходимо будет маркировать?
При формировании перечня товаров, движение которых на рынке необходимо отслеживать при помощи специальных идентификационных знаков, учитывалось большое количество факторов. В том числе, доля той или иной группы изделий в объеме потребительского рынка, а также степень риска для потребителя в случае покупки контрафактной продукции. В результате были выделены следующие группы товаров:
- лекарственные препараты, эксперимент по маркировке запущен в феврале 2017 г (постановление №62 от 24.01.2017);
- табачные изделия, эксперимент по маркировке проводится в течении текущего года (постановление №1433 от 27.11.2017)
- обувь, эксперимент по маркировке стартовал в июне 2018 г (постановление №620 от 30.05.2018)
- перечень товаров, обозначенных в распоряжение №792-р от 28.04.2018, в отношении которых обозначены сроки внедрения системы маркировки (например, парфюмерия, верхняя одежда, постельное белье).
В настоящий момент маркировка лекарств осуществляется на добровольной основе, через экспериментальную программу маркировки уже прошло более 1300 наименований лекарств. Для участия в программе предпринимателям необходимо зарегистрироваться в Системе мониторинга движения лекарственных препаратов, с соблюдением определенных условий. С ноября 2018 года “Честный знак” стал полноценным оператором поддержки системы МДЛП, после передачи Федеральной налоговой службой собранных за последние полтора года данных.
С 1 января 2020 года использование и передача данных об уникальных идентификаторах лекарственных препаратов в систему станет обязательным условием. В связи с этим окончательно вступит в силу специальный порядок ввоза лекарств в РФ, который сейчас действует только для участников эксперимента. Иностранные производители и участники ВЭД, в процессе подготовки и осуществления импорта препаратов в Россию, должны заранее передавать в систему МДЛП определенный пакет сведений. Наиболее важными из них являются GTIN (международный код маркировки и учёта логистических единиц) и уникальный идентификатор потребительской упаковки. Данная информация наносится на коробку с лекарством в виде двумерного матричного штрих-кода DataMatrix с использованием дополнительных знаков криптографической защиты.
Табак и сигареты
Пробная маркировка табачной продукции проводится с начала этого года, под контролем Минпромторга. Первоначально в эксперименте участвовали только крупные производители сигарет на территории России, дистрибьюторы и торговые сети, которые тестируют новое программное обеспечение и кассовые аппараты. С июля 2018 года к проекту были допущены импортеры. Все они должны быть зарегистрированы в системе МОТП (мониторингу оборота табачной продукции) с соблюдением определенных условий.
Считывание инфо кода с пачек и блоков с помощью специального оборудования на каждом этапе движения товара и передача данных в систему “Честный знак” позволит участникам торговой цепочки проследить всю последовательность движения продукции. Это позволит оптимизировать и упорядочить бизнес-процессы и значительно снизить объем контрафактных сигарет, доля которых в текущем году, к сожалению, начала расти.
Маркировка сигарет станет обязательной для всех представителей табачной отрасли с 1 марта 2019 года. Об этом следует помнить импортерам, поскольку штрих-кода DataMatrix должен быть нанесен на упаковку до ввоза товара на территорию РФ.
Обувь
Эксперимент по маркировке обувной продукции путем нанесения двумерного матричного штрих-кода DataMatrix на коробку или ярлык стартовал в России в июне 2018 года. Участники, зарегистрированные в информационной системе Маркировки и прослеживания товаров (МП), заранее отправляет в систему информацию о готовящейся поступить в оборот партии обуви с помощью специального оборудования и программного обеспечения.
В настоящий момент уже более 20 участникам эксперимента были бесплатно предоставлены услуги по установке и наладке системы специалистами ЦРПТ. Распечаткой наклеек и этикеток предприниматели занимаются самостоятельно или с привлечением центров этикетирования и маркировки.
Одной из важнейших составляющих кода является идентификатор GTIN, выдаваемый подразделениями международной ассоциации автоматической идентификации GS1. Для его получения необходимо предоставить такие данные, как наименование производителя или импортера, тип обуви, название товара, которое будет указано на этикетке, материалы верха, подошвы, подкладки, размер, цвет и так далее.
Импортерам следует помнить о том, что обязательным для всех поставщиков обувной продукции на рынок России требование о маркировке станет в июле 2019 г. При этом моментом ввода товара в оборот для участника ВЭД будет являться передача данных о партии в систему МП. Ответственность за наличие идентицикационного штрих-кода на коробке и обувной этикетке будет лежать на импортере, причем маркирован товар должен быть до помещения под какие-либо таможенные процедуры и начала таможенного оформления. Поэтому специалисты программы “Честный знак” разработали возможность подключения к системе и иностранных предпринимателей, например, для возможности нанесения DataMatrix непосредственно на производстве.
Как мы видим, торговлю наиболее популярными среди потребителей группами товаров государство решило взять под жесткий контроль. В ближайшее время в программу маркировки должны попасть автомобильные шины, духи и туалетная вода, одежда, например блузки, плащи и куртки - до конца 2019 г, на рассмотрении пивоваренная продукция и молоко. Поэтому участникам ВЭД следует оперативно отслеживать изменения в текущем законодательстве в связи с теми или иными группами товаров, в чем им могут помочь опытные таможенные брокеры. Кроме того, мы рекомендуем импортерам, при возможности, принимать участие в проводимых экспериментах, дабы заранее ознакомиться со всеми нововведениями и подготовиться к безболезненному переходу на 100% маркировку.