Точные сроки для непрерывного производства
Более 6000 поставок ежегодноИнкотермс представляет собой свод правил международных перевозок, которые регулируют права, обязанности и ответственность продавца и покупателя на каждом этапе движения товара. Каждый “набор правил” обозначается буквенным термином, который также называется базисом поставки.
Использование Incoterms значительно упрощает составление контрактов и прочих документов на поставку - не нужно расписывать множество пунктов в договоре, достаточно указать оптимальный для обеих сторон базис и место передачи товара, также в документах принято указывать “версию” правил - на данный момент действует уже 9-я редакция, опубликована Международной торговой палатой ICC в 2020 году. Пример написания: DAP Moscow (Incoterms 2020).
С учетом того, что Инкотермс принят на мировом уровне, условия поставки будут однозначно трактоваться и в России, и в Китае, США, странах Евросоюза и так далее.
Почему важно правильно выбрать базис поставки?
Во-первых, поставщик и импортер однозначно фиксируют кто за что платит, в каком статусе покупателю передается груз и так далее, что упрощает решение спорных вопросов. Единственное, за что не отвечает Incoterms - переход права собственности, этот пункт необходимо отдельно прописать в контракте.
Во-вторых - данные из документов “считывают” перевозчики, банки и таможня. От условий поставки зависит таможенная стоимость товаров, а следовательно и итоговая сумма платежей, об этом мы рассказывали в одной из предыдущих статей.
Базисы поставки Incoterms 2020
Все варианты правил можно сгруппировать в 4 категории (по начальным буквам в названии), в зависимости от того, кто оплачивает перевозку и в какой момент риски за груз переходят от продавца к покупателю. Следует помнить, что некоторые базисы поставки применяются исключительно для морского транспорта, для остальных ограничений по видам транспорта нет.
Базис | Продавец | Покупатель | Риски |
EXW |
передает товар на своем складе |
загружает товар в транспортное средство оплачивает доставку оформляет товар на экспорт оформляет товар на импорт выгружает на своем складе |
переходят на покупателя с момента начала загрузки |
FCA |
загружает товар на предоставленное покупателем транспортное средство оформляет товар на экспорт |
оплачивает доставку оформляет товар на импорт выгружает на своем складе |
переходят на покупателя после загрузки товара в транспортное средство |
FAS (море) |
оформляет товар на экспорт доставляет в порт и выгружает на причал, вдоль борта судна |
загружает товар на судно оплачивает доставку (порт отправления - склад) оформляет товар на импорт выгружает на своем складе |
переходят на покупателя в момент загрузки товара на судно |
FOB (море) |
оформляет товар на экспорт доставляет в порт и загружает товар на борт судна |
оплачивает доставку (порт отправления - свой склад) оформляет товар на импорт выгружает на своем складе |
переходят на покупателя после загрузки товара на борт судна |
CFR (море) |
оформляет товар на экспорт доставляет в порт и загружает товар на борт судна оплачивает доставку (порт отправления - порт прибытия) |
оформляет товар на импорт оплачивает доставку (порт прибытия - склад) выгружает на своем складе |
переходят на покупателя после загрузки товара на борт судна |
CIF (море) |
оформляет товар на экспорт доставляет в порт и загружает товар на борт судна оплачивает доставку и страховку (порт отправления - порт прибытия) |
оформляет товар на импорт оплачивает доставку (порт прибытия - свой склад) выгружает на своем складе |
переходят на покупателя после загрузки товара на борт судна + страховка |
CIP |
оформляет товар на экспорт оплачивает доставку и страховку до обозначенного СВХ |
оформляет товар на импорт оплачивает доставку до своего склада выгружает на своем складе |
переходят на покупателя после загрузки товара в транспортное средство + страховка |
CPT |
оформляет товар на экспорт оплачивает доставку до обозначенного СВХ |
оформляет товар на импорт оплачивает доставку до своего склада выгружает на своем складе |
переходят на покупателя после загрузки товара в транспортное средство |
DAP |
оформляет товар на экспорт оплачивает доставку до обозначенного СВХ |
оформляет товар на импорт оплачивает доставку до своего склада выгружает на своем складе |
переходят на покупателя после выгрузки товара в обозначенном СВХ |
DPU |
оформляет товар на экспорт оплачивает доставку до склада покупателя |
оформляет товар на импорт выгружает на своем складе |
переходят на покупателя после выгрузки товара на складе покупателя |
DDP |
оформляет товар на экспорт оплачивает доставку до склада покупателя оформляет товар на импорт |
выгружает на своем складе | переходят на покупателя с момента начала выгрузки |
Какой вариант выбрать для вашей поставки?
Если вы импортер/покупатель, избегайте EXW - не многие могут самостоятельно разобраться в тонкостях экспортного законодательства чужой страны, а в условиях жестких санкционных ограничений оформить экспортную для компании из РФ будет практически невозможно.
Также следует сравнить стоимость услуг по доставке - вариант, предложенный поставщиком, зачастую дороже, чем транспорт, подобранный логистом или таможенным брокером в РФ. Кроме того, стоимость транспорта, заказанного продавцом, будет включена в стоимость груза на 100%, тогда как отечественные экспедиторы с большей долей вероятности предоставят разбивку расходов, что позволит включить в таможенную стоимость только “кусок” фрахта, до границы ЕАЭС.
С осторожностью следует относиться к условия DDP - ранее мы писали о том, почему данный базис встречается крайне редко. Например, более половины китайских поставщиков под DDP понимает поставки “карго” - то есть схему, при которой покупатель получит груз в РФ без документов о растаможке, и не сможет поставить товар на баланс предприятия.
Если вы экспортер/продавец - самым оптимальным для вас будут условия FCA. Вы оформили груз на экспорт и загрузили в машину покупателя - на этом ваши обязательства заканчиваются. По указанным выше причинам не рекомендуем DDP - понять, как проходит таможенное оформление в Китае или Португалии, либо найти заграницей надежного иностранного брокера - задача явно не для новичка.
Мы рекомендуем еще до подписания договора направить текст на проверку опытному таможенному представителю, который оценит, насколько условия поставки подходят для вашего груза, и как можно скорректировать документы для оптимизации расходов на поставку.