Трансграничная торговля - это форма розничных онлайн-продаж, при которой покупатель (физическое лицо) и компания продавец находятся в разных странах, то есть товары поставляются непосредственно конечному потребителю из-за рубежа, а торговая сделка происходит на онлайн платформе покупателя. Термин cross-border (кроссбордер), используемый для обозначения такой модели продаж, означает пересечение границы.
Сегодня практически все знакомы с такими крупными игроками на рынке e-commerce как Aliexpress, Amazon или Iherb. Клиентами данных онлайн-площадок становятся сотни людей ежедневно, а объемы ввозимых в Россию заказов исчисляются сотнями тысяч.
Данный вид торговли привлекателен в первую очередь для иностранных производителей, поскольку имеет ряд преимуществ по сравнению с классической схемой реализации товаров на российском рынке - импорт товара и перепродажа через внутренних дистрибьюторов.
Для отечественных предпринимателей трансграничная торговля тоже является интересным направлением развития, например привлечение на свои онлайн-площадки новых зарубежных марок, а также расширение собственного ассортимента без увеличения затратной части.
Однако в силу того, что схема работы кроссбордер представляет собой большой набор элементов и процессов для большинства участников рынка она выглядит достаточно запутанной и сложной. Рассмотрим основные моменты подробнее.
Для успешно проведенной продажи по схеме трансграничной торговли необходимы следующие элементы:
- - иностранный продавец (им может выступать как производитель товара, так и дистрибьютор);
- - интернет-магазин, в котором можно было бы оформить заказ в РФ (собственная площадка продавца, маркетплейс, созданный под проект интернет-магазин);
- - таможенный брокер и международная логистическая компания – осуществляющие забор и международную перевозку товара; оформление экспресс-грузов, прохождение таможенной очистки; доставку товара непосредственно до потребителя (последняя миля).
Зачастую доставкой и растаможкой посылок занимается одна и та же компания.
Исходя из вышеперечисленно становиться понятно, что сама схема трансграничной торговли включает в себя огромное количество механизмов, которые должны слаженно работать между собой. В связи с чем очень часто при попытке организовать данный канал сбыта продавцы и поставщики сталкиваются с огромным количеством вопросов, подводных камней и процессов.
Но главным вопросом для иностранных производителей в трансграничной торговле является канал сбыта. Где найти крупную онлайн-площадку, которая была бы хорошо известна российскому покупателю и осуществляла доставку товаров в РФ?
Конечно же известный путь выглядит самым простым - найти популярные европейские или американские интернет-магазины, имеющие международную доставку по всему миру. Однако, для начинающих предпринимателей или небольших компаний условия работы с этими маркетплейсами могут быть крайне невыгодными, а стоимость доставки до России на таких площадках практически нивелирует всю выгоду для покупателя.
Следующее решение - развитие собственной платформы в зоне .ru, но данная схема при отсутствии опыта в онлайн-продажах - требует длительного времени и больших вложений, а также создания кроссбордер-канала полного цикла самостоятельно, включая специальное оборудование складов и международный документооборот. Что делает данную схему еще более дорогой, а прибыль – призрачной.
Третий путь, которым идут международные компании – поиск маркетплейса работающего с международными поставщика и широко известного на российском рынке. Данные площадки, бесспорно, являются более привычными и понятными для конечного покупателя и имеют хорошо узнаваемый бренд. Но подводные камни бывают и здесь. Чаще всего, не смотря на крупный рынок сбыта, международный опыт и аудиторию и общение с конечным покупателем – логистическая сторона вопроса ложится на плечи продавца, при этом должна быть включена в стоимость товара на сайте, цены за товар должны быть указаны в рублях, а получение средств за отправленный заказ происходить с большой отсрочкой. При отсутствии международного опыта в кроссбординге выставить цену за товар становится очень сложно.
Четвертый вариант – это проекты полного цикла, такие как InexPost, объединяющие в себе полный спектр услуг от упаковки товара на складе до доставки до двери конечному покупателю. Система работы таких проектов схожа сервисом компании Amazon (FBA) для поставщиков. Когда товар просто попадает на склад и далее все процедуры, включая последнюю милю, осуществляются без участия поставщика. За счет работы с большим количеством клиентов, такие проекты способны оптимизировать затратную часть по всем статьям, включая курсовые разницы, международную логистику и размещение на площадках - до минимального уровня, что позволяет поставщику получить максимальную прибыль, сократить затраты, а конечному покупателю получить товар с наиболее выгодной ценой.
Так в чем же преимущество использования канала трансграничной торговли?
Это доступ к российскому потребителю с минимальными затратами. Максимально быстрый способ вывести продукт на рынок, понять потребительскую способность и провести конкурентный анализ. А также - упрощение процесса завоза товары - конечным покупателем на территории РФ выступает физическое лицо, поэтому согласно российскому законодательству таможенное оформление проходит по упрощенной схеме, не требуется представление таможенным органам сертификатов соответствия, деклараций и прочей разрешительной документации (Решение Коллегии ЕЭК №30 от 21.04.2015), а также не требуется уплата пошлин и налогов (Решение Совета ЕЭК №107 от 20.12.2017). И конечно же это уменьшение затрат и увеличение прибыли, при конкурентно выгодной цене.
Специалисты нашей компании имеют большой опыт работы с экспресс-грузами и помогут разобраться в таких вопросах, как доставка товаров из-за границы, таможенное оформление посылок и организация “последней мили”.