Недавний массовый уход многих иностранных компаний с российского рынка фактически “развязал руки” антимонопольным службам в отношении вопроса, связанного с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности. В ближайшее время в этой сфере могут произойти глобальные изменения, которые приблизят процесс работы с брендами в РФ к международным стандартам.
Напомним механизмы, которые сейчас регулируют импорт брендированных товаров в Россию. Любая иностранная торговая марка может быть защищена от неконтролируемого со стороны правообладателя ввоза на территорию РФ путем ее включения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ст.328 289-ФЗ от 03.08.2018). На зарегистрированный таким образом знак, индивидуализирующий продукт на рынке, распространяется действие IV части Гражданского Кодекса РФ.
Для импортеров важнейшей является ст.1487, в которой обозначен момент исчерпания исключительного права на торговую марку. В нашей стране применяется так называемый национальный принцип, согласно которому ограничительные меры, введенные владельцем бренда, прекращают действовать после введения товара в гражданский оборот, то есть после первой сделки купли-продажи.
Существуют также региональная и международная системы, в рамках которых исчерпание прав происходит в момент первой продажи либо в пределах “объединения” из нескольких государств, либо на территории любой страны мира соответственно. Именно последний вариант позволяет на законных основаниях осуществлять “параллельный импорт” продукции известных торговых марок в случае, если она приобретается у дилера, а не напрямую от производителя.
Вступившее в силу Постановление Правительства РФ №506 от 29.03.2022 предполагает формирование Минпромторгом перечня товарных знаков и соответствующих кодов ТН ВЭД, на которых не будет распространяться действие ст.1487 ГК РФ. Главным условием будет законность проведения сделки и приобретение оригинальной продукции за рубежом. То есть фактически исчерпание авторских прав по данной поставке будет происходить по международному принципу.
Специалисты предполагают, что первыми кандидатами на попадание в список Минпромторга станут компании, которые “заморозили” торговлю с РФ или полностью ушли с отечественного рынка. Скорее всего разработчики обратят особое внимание на такие группы товаров, как лекарственные средства, медицинское оборудование и запчасти для него, а также товары первой необходимости.
С одной стороны данное послабление должно упростить доступ на отечественный рынок, повысить конкуренцию и привести к снижению цены. С другой - такой порядок импорта требует ответа на целый ряд вопросов.
Наличие разрешения на поставку от правообладателя практически полностью исключало вероятность попадания на страну контрафактной продукции. С учетом того, что ФТС не наделена полномочиями определять “степень фальсификации” товара, непонятно кто и в какой момент будет подтверждать качество и оригинальность ввозимого груза.
Также Роспотребнадзор заинтересовался вопросом гарантийного обслуживания для конечного покупателя - каким образом будет производиться ремонт или замена бракованного устройства? В текущих условиях ФАС будет сложно обязать иностранного производителя открыть на территории РФ сервисные центры. Либо эту обязанность переложат на плечи импортеров - продавцов, либо покупатель изначально будет предупрежден о том, что любая поломка товара будет устраняться за его счет.
Крайне важно в этой ситуации защитить иностранные компании, которые перенесли свои производственные мощности на территорию РФ или осуществляют иную инвестиционную деятельность. Открытие “параллельного” канала сделает локализацию не выгодной для бренда, что приведет к оттоку капитала и потере рабочих мест.
В настоящий момент Минпромторг сформировал перечень разрешенных к свободному импорту товарных знаков (Приказ №1532 от 19.04.2022), в ближайшее время ожидается его публикация и вступление в силу. В любом случае, мы рекомендуем участникам ВЭД как и раньше тщательно прорабатывать с таможенным брокером все нюансы поставки, в том числе и момент соблюдения авторских прав.