Определение понятия “таможенный контроль” приведено в
1 главе ТК ЕАЭС в достаточно обобщенной форме и абсолютно не дает представление о том, каким образом данное словосочетание относится к импортируемым и экспортируемым товарам, какие ограничения накладывает на участников ВЭД и так далее. Давайте изучим данный термин подробнее.
Фактически в зону внимания таможенных органов попадает все, что так или иначе связано с перемещение товаров через границу - от непосредственно самих грузов, до транспортных средств доставки или помещений, в которых хранится неоформленный груз. Цель всех проводимых сотрудниками таможни проверок - удостовериться, что импорт или экспорт товаров проходит без нарушения действующего законодательства. Диапазон используемых для этого инструментов достаточно широк и применяется не только в отношении товаров, но и других объектов контроля.
Объекты и сроки таможенного контроля
Конечно, главным объектом, на котором сосредоточено максимум внимания со стороны таможни, является сам груз. После того, как импортируемый товар пересекает границу РФ, считается, что он уже находится под таможенным контролем. Данный режим сохраняется до тех пор, пока груз не будет выпущен в свободное обращение (ИМ40), вывезен обратно с территории страны, не будет признан уничтоженным и так далее. Подробнее об условиях завершения действия таможенного контроля можно узнать в
ст.14 ТК ЕАЭС. Например, сложные многокомпонентные изделия, ввозимые в разобранном виде отдельными партиями, выходят из-под таможенного контроля после оформления последней составной части и внесения окончательных корректировок в таможенную декларацию.
Для экспорта наблюдение за грузом начинается с момента регистрации декларации на товары и длится до его фактического вывоза из РФ. Пересечение границы подтверждается отметками в
CMR.
Важно помнить - до тех пор, пока товар находится под таможенным контролем, любые операции с ним владелец груза или уполномоченное лицо (например, таможенный представитель) может совершать только с разрешения таможни. Смена транспортного средства, перегрузка и переупаковка без предварительного согласования с инспектором может повлечь за собой серьезные последствия, вплоть до возбуждения дела об административном правонарушении.
Документы, как объект контроля
Вторым важнейшим для таможни объектом контроля являются данные, указанные в декларации и документы, сопровождающие оформление товара. Сюда можно отнести бумаги, касающиеся перевозки груза, сертификаты и декларации соответствия, инвойсы, контракты и прочие документы, подтверждающие стоимость товара, данные, указанные в маркировке ЕАС и так далее.
Отметим, что даже после выпуска груза и завершения всех процедур, в течение 3-х лет ФТС может проводить так называемый посттаможенный контроль, например для подтверждения правомерности примененного преференциального режима, или для проверки соблюдения условий использования груза в случае временного ввоза. А указанные выше документы необходимо хранить не менее 5 лет с момента растаможки (
ст.320 ТК ЕАЭС).
Кроме того, таможня систематически проверяет деятельность таможенных брокеров, перевозчиков, владельцев СВХ и таможенных складов, а также непосредственно сами помещения и площади, на которых хранится нерастаможенный груз.
Где проходит таможенный контроль
За исключением случаев проверки движущихся по маршруту транспортных средств, а также выездных проверок в организации, все остальные мероприятия, связанные с таможенного контролем, проводятся в так называемых зонах таможенного контроля (ЗТК). Это площадки, действующие на постоянной или временной основе, организованные в соответствие со специальными требованиями (
ст. 217 289-ФЗ от 03.08.2018). Они могут располагаться непосредственно на границе, на территории СВХ или в местах стоянки транспортных средств.
В случае необходимости, зона таможенного контроля на время может быть открыта с разрешения начальника таможенного поста по заявлению таможенного представителя или декларанта в необходимом для них месте, с соблюдением всех условий о ее обозначении, разграничении и так далее.
Формы, методы и причины проведения таможенного контроля
Чаще всего участники ВЭД сталкиваются с такими формами таможенного контроля, как проверка документов и досмотр. Но по каким причинам таможня назначает те или иные проверки при оформлении груза?
Начнем с простейшего - срабатывания генератора случайных чисел: программа, которая независимо от каких либо факторов из всей массы зарегистрированных в таможенной системе грузов выберет именно ваш и отправит его на досмотр.
Такая форма контроля, как анализ документов, сопровождающих поставку, сопоставление указанных в них данных с поданной к оформлению декларацией, проверка их подлинности и правильности оформления, проводится всегда. Первичный контроль осуществляется на электронном уровне, когда система ФТС анализирует загруженные в личный кабинет декларанта документы в формализованном виде.
Система управления рисками и документальный контроль
На этом этапе возможно срабатывание так называемой системы управления рисками. Мы писали о ней в одной из наших
предыдущих статей. Например, если вы перевозите товары, по коду ТН ВЭД попадающие в группу прикрытия (под видом которых часто пытаются провезти запрещенные к импорту изделия), система сигнализирует об этом сотрудникам таможни и назначит дополнительные проверки.
Особое внимание уделяется документам, подтверждающим страну происхождения товаров и таможенную стоимость, заявленную в ДТ, так как от указанных в них данных зависит итоговая сумма пошлин и налогов, подлежащих уплате. Таможня может отправить запрос в уполномоченные органы страны - производителя (чаще всего это торгово-промышленная палата) с просьбой подтвердить оригинальность сертификата происхождения, и ответа придется ждать несколько недель. В этом случае владельцу груза, претендующему на выпуск товара в преференциальном режиме, предложат растаможить груз под обеспечение. В дальнейшем, в случае достоверности всей представленной на таможню информации, внесенный залог можно будет вернуть.
Методы проверки таможенной стоимости
При подтверждении
таможенной стоимости инспектором изучается целый пакет документов, начиная от инвойсов и контрактов, заканчивая счетами за перевозку и лицензионные отчисления. Та же система управления рисками, анализируя страну происхождения, торговую марку и код товара, укажет сотрудникам таможни на слишком сильное отклонение в этом показателе. В этом случае импортеру потребуется подтвердить правильность выбранного
метода определения таможенной стоимости, или факт того, что товар бывший в употреблении, и именно поэтому поставляется по заниженной цене.
Практические методы контроля: взвешивание и досмотр
Естественно, контроль не ограничивается только использованием программных средств. Например, попадающие в ЗТК грузовые автомобили в обязательном порядке проходят визуальный осмотр и взвешивание. Уже на этом этапе инспектор, сопоставляя показатели весового оборудования, снаряженную массу автомобиля из техпаспорта и вес груза, указанный в пакинге, может выявить значительные расхождения в представленной на таможню информации. Если отклонение нельзя будет оправдать погрешностью весов или наличием наледи на тенте - вас ждет досмотр и взвешивание всего груза.
Также достаточно часто фуры или контейнеры, прибывающие в порт и доставляемые далее по железной дороге или автотранспортом, проходят проверку на инспекционно-досмотровом комплексе (ИДК), который представляет собой большой сканер - рентген, полностью просвечивающий все содержимое грузовой единицы. Информация анализируется на программном уровне, а также непосредственно сотрудником таможни. Если полученные данные вызовут у инспектора подозрение в том, что в контейнере находятся не заявленные в декларации товары, а полученные со стороны брокера объяснения не окажутся убедительными - груз ждет полный или частичный досмотр.
Как мы видим, причин для назначения дополнительных проверок в рамках проведения таможенного контроля может быть множество. Для того, чтобы избежать излишнего внимания к вашему товару и провести растаможку без проволочек, мы рекомендуем оформлять грузы через
опытных таможенный представителей. Специалисты нашей компании помогут вам грамотно подготовить документы и груз к отправке и подскажут, на какие моменты следует обратить особое внимание при импорте или экспорте того или иного товара.
Таможенный брокер "ДТ Иньер" - это многолетний опыт работы в международной логистике и таможенном оформлении. Для консультации по вашей поставке, пожалуйста, позвоните по телефону +7 (495) 278-33-33.