Система управления рисками (СУР) — это комплекс мер, с помощью которых государство с одной стороны осуществляет эффективный таможенный контроль, защищает экономическую безопасность страны, жизнь и здоровье людей, а с другой — оптимизирует и ускоряет таможенное оформление грузов. Целью системы является баланс между созданием благоприятных условий для работы участников ВЭД и противодействием нарушениям таможенного законодательства.
Основным инструментом системы является профиль риска.
Профиль риска — это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков (
ст. 376 ТК ЕАЭС). Рассмотрим подробнее составляющие этого определения, чтобы сделать его более понятным.
Таможенные органы постоянно осуществляют сбор и обработку информации, получаемой при перемещении товаров через границу при проведении таможенного контроля. Количество оцениваемых параметров, источников данных и их объемы огромны — это и сведения из транспортных и коммерческих документов, сведения об условиях сделок на международном уровне, информация о деятельности участников ВЭД на рынке, собираемая другими государственными службами. Анализ полученного массива позволяет таможне спрогнозировать, при каких условиях и с какой вероятностью участниками ВЭД может быть нарушено законодательство. Это может быть неполная уплата пошлин и налогов, ввоз контрафактной или опасной для потребителей продукции. В результате возникает так называемая
область риска.
Главным объектом ВЭД является товар, в связи с чем таможня выделяет
товары риска, импорт или экспорт которых потенциально может проходить с нарушениями. В качестве примера можно рассмотреть продукты питания, которые согласно постановлению Правительства
№778 от 07.08.2014 запрещено ввозить на территорию РФ. Недобросовестные импортеры пытаются обойти запрет разными способами — подделывают сертификаты происхождения, меняют маркировку, указывают в декларации таможенные коды товаров прикрытия (товары, которые не попадают под установленные законодательством запреты и ограничения, но очень близки по характеристикам с запрещенными).
Любой товар характеризует определенный перечень параметров, значения которых, согласно статистике, меняются незначительно в определенных пределах. Каждый такой критерий и его предельно допустимые значения формируют
индикатор риска. Проще всего объяснить это понятие на примере одежды или обуви. Если рассматривать в качестве оцениваемого параметра этих товаров вес единицы изделия, очевидно, что женское шерстяное пальто не может весить 200 гр, а легкие летние босоножки — 1 кг. Такие значения веса — сигнал для инспектора о возможном недостоверном декларировании. Индикаторы риска не всегда выражаются в цифровых значениях. Например, согласно статистическим данным, товар с определенным кодом
ТН ВЭД может быть произведен только в нескольких странах, и появление в документах иного производителя закономерно вызовет вопросы (например, какао-бобы, выращенные в Китае).
Далее таможенные органы определяют
меры по минимизации рисков — действия, которые необходимо осуществить, чтобы проверить спорные данные. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить нарушения законодательства, а с другой стороны, создать для добросовестных участников ВЭД такие условия оформления, при которых не будут нарушаться их интересы. Здесь применяются различные формы таможенного контроля; в первую очередь, проверка информации в предоставленных документах, осмотр и досмотр грузов, а также меры, обеспечивающие проведение контроля — назначение экспертизы, привлечение экспертов или назначение определенного маршрута доставки товаров.
В итоге определяются значения всех компонентов, входящих в структуру профиля риска. К ним можно отнести, в том числе, срок его действия, регион применения (общероссийский, региональный), способ применения (в автоматическом режиме специальными программами, непосредственно сотрудником таможни). Сформированный проект профиля риска утверждается и регистрируется ФТС России.
Следует отметить, что информация, содержащаяся в профилях риска, является закрытой и предназначена для использования исключительно государственными структурами.
Учитывая активное развитие внешнеторговых отношений и информационных систем, такой инструмент таможенного контроля, как профиль риска, должен систематически актуализироваться в соответствии с текущей обстановкой. Таможенные органы постоянно оценивают эффективность его применения, вносят уточнения и правки. В последнее время для более эффективного применения СУР разрабатываются новые программные продукты, которые позволяют исключить влияние субъективных факторов и использовать систему на автоматическом уровне в процессе электронного декларирования.
Также таможенные органы осуществляют категорирование участников ВЭД — предприниматели распределяются по группам в зависимости от степени их благонадежности. Для этого анализируются сведения о финансовом состоянии компании, как давно она работает на рынке, насколько достоверно осуществляет декларирование. Импортеры из группы низкого уровня риска могут рассчитывать, например, на быстрый выпуск товаров или на снижение количества дополнительных проверок при оформлении грузов.
Участникам ВЭД, только начинающим свою деятельность, необходимо набраться терпения, поскольку для них СУР будет срабатывать значительно чаще. Не стоит забывать и о генераторе случайных чисел, который не позволяет расслабиться всем импортерам. В любом случае, срабатывание системы управления рисками — не повод для паники. Наличие полного пакета документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения, позволит разрешить все возникшие вопросы с минимальными потерями и повысить свою репутацию для таможенных органов. Специалисты нашей
компании заранее подскажут, на какие моменты стоит обратить внимание, какие документы стоит дополнительно оформить для ускорения процесса таможенного оформления товаров.
Таможенный брокер "ДТ Иньер" - это многолетний опыт работы в международной логистике и таможенном оформлении. Для консультации по вашей поставке, пожалуйста, позвоните по телефону +7 (495) 278-33-33.