Где хранить и как перевозить не растаможенный груз?

Любой иностранный товар, пересекающий государственную границу РФ, должен пройти таможенную очистку. Только после этого груз поступает в полное распоряжение импортера и с него снимается таможенный контроль. При этом товар необходимо как-то доставить от границы до таможенного поста оформления. Кроме того бывают случаи, когда подача декларации откладывается из-за нехватки каких-либо разрешительных документов, и перед импортером встает выбор - вывезти иностранный товар обратно или поместить на хранение до решения всех проблем с подачей ДТ. В любом случае возникает вопрос - как можно перевозить и где можно хранить не растаможенный груз на территории России?
Таможенный транзит

Любая транспортировка груза, находящегося под таможенным контролем, осуществляется с применением процедуры таможенный транзит. В данном режиме перевозят как импортные грузы, так и товары, уже оформленные на экспорт, но еще не покинувшие территорию РФ. Пошлины и налоги при транзите не уплачиваются, однако таможне требуется гарантия того, что груз доедет до пункта назначения, а не “растворится” на просторах страны. С этой целью на счета ФТС вносится обеспечение либо перевозчиком, либо таможенным представителем. В случае, если транспортная компания является членом АСМАП и использует книжки МДП (TIR), внесение обеспечения не требуется.

Используемые для доставки транспортные средства, будь то фура или контейнер, должны соответствовать определенным требованиям. Грузовые помещения должны легко пломбироваться, при этом достать товар из опечатанного отсека без разрушения таможенной пломбы должно быть невозможно. Недопустимо наличие в транспортном средстве скрытых зон, которые можно использовать для ввоза контрабанды. Для того, чтобы подтвердить соответствие конструкции автомобиля или цистерны требованиям допуска к перевозкам под таможенными пломбами и печатями, перевозчик должен получить специальное свидетельство (выдается таможенными органами в течение 1 рабочего дня после подачи заявления). Данный документ оформляется по индивидуальному запросу, или на серийно выпускаемое транспортное средство.

Маршрут следования, как и пункт назначения таможня устанавливает исходя из данных, указанных в товаросопроводительных документах. В некоторых случаях инспектор может самостоятельно изменить место доставки, вне зависимости от пожеланий импортера, например, если груз акцизный и требует оформления на спец постах. Время, отводимое на перевозку также ограничено - оно рассчитывается таможенным органом отправления исходя из маршрута, конструктивных особенностей транспортного средства и графика отдыха водителя. Максимальный срок транзита определяется из расчета 2 000 км за 1 календарный месяц.

В случае возникновения непредвиденных ситуаций, таких как поломка автомобиля, авария, стихийное бедствие и так далее, в результате которых необходимо провести перегрузку товара на другое транспортное средство, изменить пункт назначения, снять пломбу с контейнера, все указанные выше действия становятся возможны только после согласования с ближайшим таможенным органом. В противном случае условия режима транзита будут нарушены и перевозчик или таможенный брокер могут быть привлечены к ответственности за административное правонарушение.
После прибытия в пункт назначения и завершения транзита у импортера есть 8 часов (при использовании автомобильного транспорта) или 12 часов (авиа, море и жд) для принятия решения по товару. В случае, если подача таможенной декларации невозможна по тем или иным причинам, груз необходимо передать на хранение.

Места хранения не растаможенного груза

Так как груз еще не очищен с точки зрения таможни, к его хранению также предъявляются определенные требования. Возможными местами передержки товара может стать склад временного хранения или таможенный склад. Участникам ВЭД необходимо понимать, чем отличаются эти две площадки, какими преимуществами обладает каждая из них, и какие ограничения накладывают на размещаемых груз.

Складом временного хранения импортного товара может стать лицензированный СВХ, включенный в специальный реестр, а при определенных условиях и другая площадка, например склад получателя товара, соответствующая требованиям главы 14 289-ФЗ от 03.08.2018. Максимально возможный срок нахождения груза на СВХ - 4 месяца, его продление законодательством не предусмотрено. Любые действия с товарами, находящимися на таком складе, должны быть согласованы с таможней. То есть владелец груза не может самовольно перемещать его или отбирать образцы, о переупаковке продукции или дроблении груза на партии вообще не может идти речи.

Под термином “таможенный склад” скрывается не только сама площадка для хранения груза, но и таможенная процедура, описанная в гл.23 ТК ЕАЭС. То есть размещение товара на данной площадке возможно только при подаче декларации с данным таможенным режимом. Склад, имеющий подобный статус, также как СВХ включается в отдельный реестр и должен соответствовать определенным критериям (ст.367 289-ФЗ от 03.08.2018).

Кроме того, что таможенный склад выделен в отдельную процедуру, данный вариант хранения предусматривает более длительные сроки по сравнению с СВХ. Максимально возможное время размещения груза на складе - 3 года, для быстропортящихся товаров - не более 180 дней (продукцию с меньшим сроком годности на таможенном складе хранить не разрешается). Кроме того, режим таможенного склада позволяет импортеру провести сортировку товара, его маркировку, первичную сборку и техобслуживание, а главное - осуществить перепродажу товара, в том числе отдельными партиями. Соответственно, дальнейшей растаможкой груза будет заниматься его новый владелец.

Участникам ВЭД следует помнить, что любые действия с товаром, который еще не прошел на 100% таможенную очистку, необходимо производить в строгом соответствии с действующим законодательством. Нарушение режимов перевозки или хранения не растаможенных грузов грозит серьезными проблемами для импортеров, перевозчиков и брокеров, вплоть до возбуждения дел об административном правонарушении. Мы рекомендуем в данных ситуациях консультироваться с вашим таможенным представителем, специалисты которого должны иметь опыт работы с различными таможенными режимами.