Inier
таможенный брокер
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 44
+7 (495) 278-33-33
+7 (495) 278-77-77
+7 (499) 159-30-30
Пн-Пт 10:00 – 18:00
inier@tdi.ru
Заказать консультацию
  • Блог
  • О компании
  • Информация
  • Контакты
Узнать статус груза
Услуги таможенного брокера
  • Таможенное оформление
  • Сертификация
  • Страхование грузов
  • Трансграничная торговля
  • ВЭД консалтинг
  • Оформление образцов
  • Таможенные споры
  • Услуги электронного декларирования
  • Стоимость услуг таможенного брокера
Сборные грузы
Складская логистика
  • СВХ в Пскове
  • Склад в Эстонии
  • Склад в Пскове
Международные грузоперевозки
  • Возим из ЕС во время СВО
  • Железнодорожные перевозки
  • Автомобильные грузоперевозки
  • Мультимодальные перевозки
  • Авиаперевозки грузов
  • Морские перевозки грузов
  • Перецепка/перегрузка в ЗТК
Отраслевые решения
    Inier
    Услуги таможенного брокера
    • Таможенное оформление
    • Сертификация
    • Страхование грузов
    • Трансграничная торговля
    • ВЭД консалтинг
    • Оформление образцов
    • Таможенные споры
    • Услуги электронного декларирования
    • Стоимость услуг таможенного брокера
    Сборные грузы
    Складская логистика
    • СВХ в Пскове
    • Склад в Эстонии
    • Склад в Пскове
    Международные грузоперевозки
    • Возим из ЕС во время СВО
    • Железнодорожные перевозки
    • Автомобильные грузоперевозки
    • Мультимодальные перевозки
    • Авиаперевозки грузов
    • Морские перевозки грузов
    • Перецепка/перегрузка в ЗТК
    Отраслевые решения
      Inier
      Телефоны
      +7 (495) 278-33-33Пн-Пт 10:00 – 18:00
      +7 (495) 278-77-77
      +7 (499) 159-30-30
      Заказать консультацию
      +7 (495) 278-33-33
      • Услуги таможенного брокера
        • Назад
        • Услуги таможенного брокера
        • Таможенное оформление
          • Назад
          • Таможенное оформление
          • Таможенное оформление из Китая
          • Декларирование таможенного транзита
        • Сертификация
          • Назад
          • Сертификация
          • Сертификация товаров из Китая
          • Сертификат соответствия
          • Декларация соответствия
          • Свидетельство о государственной регистрации продукции
          • Документы на продукцию, содержащую озоноразрушающие вещества
          • Оформление нотификации ФСБ
        • Страхование грузов
          • Назад
          • Страхование грузов
          • Страхование грузов из Китая
        • Трансграничная торговля
        • ВЭД консалтинг
          • Назад
          • ВЭД консалтинг
          • Консультация таможенного брокера
        • Оформление образцов
        • Таможенные споры
        • Услуги электронного декларирования
        • Стоимость услуг таможенного брокера
      • Сборные грузы
      • Складская логистика
        • Назад
        • Складская логистика
        • СВХ в Пскове
        • Склад в Эстонии
        • Склад в Пскове
      • Международные грузоперевозки
        • Назад
        • Международные грузоперевозки
        • Возим из ЕС во время СВО
        • Железнодорожные перевозки
          • Назад
          • Железнодорожные перевозки
          • ЖД перевозки из Китая
          • ЖД перевозки из Европы
          • Экспорт из России в Европу
        • Автомобильные грузоперевозки
          • Назад
          • Автомобильные грузоперевозки
          • Автоперевозки из Европы
        • Мультимодальные перевозки
        • Авиаперевозки грузов
          • Назад
          • Авиаперевозки грузов
          • Авиаперевозки грузов из Китая
        • Морские перевозки грузов
          • Назад
          • Морские перевозки грузов
          • Грузы из ЕС в Россию через порт Роттердам
          • Морские контейнерные перевозки из Европы
          • Морские перевозки из Китая
        • Перецепка/перегрузка в ЗТК
      • Отраслевые решения
      • +7 (495) 278-33-33
        • Назад
        • Телефоны
        • +7 (495) 278-33-33Пн-Пт 10:00 – 18:00
        • +7 (495) 278-77-77
        • +7 (499) 159-30-30
        • Заказать консультацию
      г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 44
      inier@tdi.ru
      • Главная
      • Блог таможенного брокера
      • Транспорт
      • Автоперевозки
      • Международные перевозки по книжке МДП (TIR)

      Международные перевозки по книжке МДП (TIR)

      5 июня 2023    6869
      // Автоперевозки
      Международные перевозки по книжке МДП (TIR), грузовая машина едет по дороге, грузоперевозки, фотография
      Перемещение грузов через таможенные границы сопровождается большим количеством документов, в назначении которых легко запутаться начинающему участнику ВЭД. При этом отсутствие печати на какой-либо бумаге или ее потеря может привести к катастрофическим последствиям. Рассмотрим подробнее один из наиболее распространенных документов, сопровождающих доставку груза – так называемый TIR.

      Автор: Михайловская Мария, руководитель отдела логистики
      Опыт в логистике 16 лет
      Получить консультацию можно по почте или в нашем телеграмм-канале.

      Перемещение грузов через таможенные границы сопровождается большим количеством документов, в назначении которых легко запутаться начинающему участнику ВЭД. При этом отсутствие печати на какой-либо бумаге или ее потеря может привести к катастрофическим последствиям. Рассмотрим подробнее один из наиболее распространенных документов, сопровождающих доставку груза – так называемый TIR.

      Данная аббревиатура используется для обозначения международной системы перевозки грузов, основанной на принципах Таможенной конвенции МДП. Система была разработана для снижения бюрократической волокиты на границе, облегчения и ускорения процесса пересечения грузами пунктов попуска при транзите. Одновременно странам, подписавшим соглашение, система гарантирует уплату таможенных пошлин и налогов. Так как перевозка товаров осуществляется в опломбированных контейнерах или машинах, а уплата сборов обеспечена международной гарантией, уровень внимания таможенных органов к таким поставкам значительно ниже – машины TIR крайне редко подвергаются досмотру по пути следования.

      У большинства участников ВЭД TIR ассоциируется исключительно с автомобильными перевозками, однако система предполагает возможность использования на участке пути морского или железнодорожного транспорта.

      На международном уровне гарантом выплат является Международный Союз Автомобильного Транспорта IRU, который также обеспечивает стабильную работу системы и ее постоянное обновление. В России представителем IRU выступает АСМАП — Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. В настоящий момент в системе TIR установлен минимальный порог обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в размере 60 000 евро, однако в прошлом году Европейский союз, Азербайджан, Сербия, Иран и т.д. (всего 28 стран) увеличили порог гарантии до 100 000 евро.

      Основным документом конвенции является книжка МПД (другие возможные названия TIR, Carnet TIR). По внешнему виду она напоминает блокнот, состоящий из ряда отрывных листов разного цвета, корешка, листов обложки и протокола о ДТП. В зависимости от общего количества листов TIR может быть использован для перевозки товаров через разное количество стран. Каждому документу TIR присваивается уникальный буквенно-цифровой номер. На обложке указывается срок действия – последний день, когда книжка МДП может быть использована для осуществления перевозки и «активирована» в таможенном органе отправления. Продолжительность действия документа устанавливается АСМАП и не может превышать 75 дней с момента выдачи книжки перевозчику. Важно понимать, что книжка МДП является подотчетным документом, поэтому любые исправления должны подтверждаться печатью таможенных органов.

      В России книжка МДП выдается АСМАП только аккредитованным членам ассоциации. При этом перевозчик должен получить допуск к международным перевозкам (в соответствии с постановлением Правительства №730 от 16.10.2001), на имеющиеся у него в собственности фуры или контейнеры должно быть получено свидетельство о допущении дорожного транспортного средства к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами. На такие машины прикрепляются таблички с надписью «TIR».

      Основная информация о грузе и маршруте перевозки указывается на листе грузового манифеста:
      — страны и таможни отправления и назначения;
      — через какие таможенные посты и страны, в какой последовательности будет проходить груз;
      — данные по грузу (вес брутто/нетто, количество мест, описание и коды ТНВЭД), с уточнением таможни назначения для каждой части груза (если машине необходимо разгрузиться в нескольких местах);
      — описание документов, сопровождающих товар (например, инвойсы);
      — информация по транспортному средству, наложенным таможенным пломбам и тд.

      Как работает TIR?


      При выезде из таможни отправления инспектор вырывает из книжки один лист (белого цвета), оставляя корешок с соответствующими отметками. Тем самым открывается процедура транзитной перевозки по процедуре МДП на территории страны отправления. При прибытии в пункт пропуска на границе сотрудники таможни отрывают еще один лист (парный предыдущему, зеленого цвета), также оставляя корешок с соответствующими отметками. Тем самым перевозка МДП в данном государстве закрывается. После пересечения границы транзит будет вновь открыт, а затем – закрыт, с помощью очередной пары листов. И так – до окончания перевозки, когда груз прибудет в последнюю таможню назначения (если товар выгружается по дороге). Здесь транзит закрывается окончательно, использованная книжка с корешками и оставшимися листами возвращается в АСМАП.

      Следовательно, участнику ВЭД и транспортной компании необходимо заранее знать конкретный маршрут перевозки, чтобы приобрести у представителя IRU в своей стране книжку МДП с достаточным количеством листов. Таможенных пунктов, в которых по пути будет выгружаться товар, может быть не более 3-х, что также связано с организацией документа. Менять маршрут движения после открытия TIR нельзя – перевозчик будет оштрафован за административное правонарушение.

      Таким образом видно, что использование книжек МДП облегчает процесс транзита и защищает страны, по территории которых перемещается груз, от возможного нарушения таможенного законодательства и потери пошлин и налогов – они будут выплачены либо получателями, либо АСМАП (в случае, если товар пропадет на территории РФ). При этом TIR не обеспечивает страховую защиту груза и не освобождает перевозчика от ответственности, в том числе финансовой.

      К сожалению, на практике все выглядит не столь радужно. К 2013 году задолженность ассоциации перед ФТС по уплате таможенных платежей за не доставленные грузы достигла 20 млрд. рублей. В связи с этим таможенными органами РФ было принято решение, согласно которому помимо книжки МДП в качестве гарантии требуется предоставить обеспечение уплаты пошлин и налогов (денежный залог, банковская гарантия, свидетельство таможенного перевозчика) или использовать таможенное сопровождение.

      Несмотря на то что спустя всего 4 месяца после этого АСМАП оспорила данное решение в Верховном суде РФ, большая часть таможенных постов в пунктах пропуска принудительно закрывает TIR и разрешает дальнейшее движение транспортного средства только при соблюдении всех условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 143 ТК ЕАЭС). На территории Европейского союза TIR все также действует без ограничений в рамках суммы обеспечения, принятой конкретной страной. Дальнейшая судьба книжек МДП и отношение к ним таможни в нашей стране будет зависеть от степени соблюдения законодательства участниками ВЭД и снижения количества фирм-однодневок среди импортеров.

      Таможенный брокер "ДТ Иньер" - это многолетний опыт работы в международной логистике и таможенном оформлении. Для консультации по вашей поставке, пожалуйста, позвоните по телефону +7 (495) 278-33-33.

      Назад к списку Следующая статья
      • Таможенное оформление
      • Разрешительная документация
      • Транспорт
        • Авиаперевозки
        • Автоперевозки
        • Морские перевозки
        • Железнодорожные перевозки
        • Сборные грузы
        • Опасные грузы
      • Финансы
      • Как избежать ошибок
      • Трансграничная торговля
      Это интересно
      • Перецепка, перегрузка или растаможка с колес - что выбрать импортеру
        14 февраля 2024
      • Документы для международной перевозки груза автотранспортом
        12 мая 2021
      • “Один пояс - один путь” - поговорим об ускоренных грузовых поездах из Китая
        22 октября 2019
      • Движение товаров между странами ЕАЭС — на что стоит обратить внимание?
        10 октября 2018

      Возим любые грузы
      Возим любые грузы Опасные, температурные, скоропортящиеся, негабаритные
      Более 500 000
      Более 500 000 Тонн грузов в год
      Наши кейсы
      • Импорт/экспорт лакокрасочной продукции
        Евросоюз
        Россия

        Точные сроки для непрерывного производства

        Более 6000 поставок ежегодно
        Импорт/экспорт лакокрасочной продукции Импорт/экспорт лакокрасочной продукции
      • Импорт обуви и кожгалантереи
        Китай
        Россия

        Мультимодальные решения

        Более 700 поставок в год
        Импорт обуви и кожгалантереи Импорт обуви и кожгалантереи
      Все статьи Блог о ВЭД
      16 апреля 2025
      Лабораторные образцы - а можно ли их продавать?
      2 апреля 2025
      Таможенные процедуры - импорт, экспорт, транзит и не только
      Ключевые новости отрасли и спецпредложения ДТ Иньер.
      Услуги
      Услуги таможенного брокера
      Сборные грузы
      Складская логистика
      Международные грузоперевозки
      Трансграничная торговля
      Компания
      О нас
      Политика конфиденциальности
      Лицензии
      Партнеры
      Вакансии
      Контакты
      Информация
      Блог
      Новости
      Вопрос-ответ
      Карта сайта
      Наши контакты

      +7 (495) 278-33-33
      +7 (495) 278-77-77
      +7 (499) 159-30-30
      Пн-Пт 10:00 – 18:00
      г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 44
      inier@tdi.ru
      Мы в соцсетях
      • Vkontakte
      • Telegram
      • Одноклассники
      • Яндекс Дзен
      © 2025 Inier. Все права защищены