Новые правила работы для участников ВЭД: итоги 2018 года

Наиболее значимыми событиями прошедшего 2018 года в сфере таможенного дела стали вступление в силу нового кодекса ЕАЭС и нового Федерального закона РФ № 289, регулирующего таможенную деятельность на уровне государства.

Обновленный таможенный кодекс, который разрабатывался более 5 лет с участием не только специалистов гос.структур, но и представителей бизнеса, в первую очередь задает курс на максимальный перевод процесса оформления товаров в цифровую сферу. Процесс декларирования полностью переводится в электронную форму, цифровой архив декларанта становится важнейшим инструментом в работе таможенных представителей. Бумажный формат деклараций возможно использовать только в строго оговоренных случаях (ст.104 ТК ЕАЭС).

Данный подход позволяет внедрять автоматизацию в таких процессах, как регистрация и выпуск декларации. На присвоение документу уникального номера теперь отводится 1 час (ст.111 ТК ЕАЭС), проверка всех данных проходит в автоматическом режиме без участия сотрудников таможни. Важным моментом для таможенных брокеров стало значительное сокращение сроков выпуска товара — до 4-х часов (ст.119 ТК ЕАЭС). Ранее этот процесс в лучшем случае растягивался на два рабочих дня.

Новый таможенный кодекс позволяет вносить изменения в декларацию после ее регистрации, а также после выпуска товара, однако четко ограничивает случаи и условия внесения этих правок (ст.112 ТК ЕАЭС).

Из документа фактически исчезло понятие корректировки таможенной стоимости. При этом таможня по-прежнему осуществляет контроль стоимости путем анализа представленных при декларировании документов и сведений (ст.313 ТК ЕАЭС), и в случае обнаружения несоответствий может изменить итоговую цену груза в декларации в сторону увеличения.

Сами формы таможенного контроля также претерпели изменения — их стало меньше. Некоторые из них перекочевали в отдельный раздел, описывающий действия таможни, обеспечивающие максимальную эффективность проводимого таможенного контроля. К ним относятся, например, устный опрос или идентификация товаров (гл.46 ТК ЕАЭС).

Новый кодекс дал наиболее подробную информацию по таким участникам ВЭД, как уполномоченный экономический оператор. Были внесены изменения в условия получения статуса УЭО, типы выдаваемых им свидетельств разделены в зависимости от предъявляемых к операторам требований и предоставляемых им привилегий (ст.437 ТК ЕАЭС).

Следует отметить, что множество норм, которые ранее действовали на уровне законодательств отдельных стран-участниц союза, были подняты до уровня общего кодекса и теперь регулируют соответствующие сферы для всего ЕАЭС. Например, в новом ТК появилась отдельная глава по таможенной стоимости товаров (гл.5 ТК ЕАЭС).

При этом большинство статей нового кодекса в вопросах порядка оформления того или иного документа, сроков принятия решений и т. д. ссылается на отдельные законодательные акты, разработанные и утвержденные Евразийской экономической комиссией. В настоящий момент подобные отдельные решения сформированы далеко не по всем статьям ТК, специалисты предполагают, что переходный период может занять 3 года.

Вступивший в сентябре прошлого года 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержит большое количество отсылок к таможенному кодексу, однако и в самом документе появилось множество изменений.

Значительно сокращены сроки получения предварительного решения по классификации товара — до 60 дней (ст.18 289-ФЗ), срок его действия теперь составляет 5 лет. Уменьшилось время на получение предварительного решения о происхождении товара (60 дней) и решения о методе определения стоимости груза (30 дней). Более оперативное получение подтверждающих документов позволит спокойно и стабильно работать импортерам.

Были внесены изменения в порядок работы с неизрасходованными денежными средствами участника ВЭД, а также сроки возврата излишне уплаченных, залоговых и аналогичных сумм со счетов таможни на счета предпринимателей. Ранее мы подробно обсуждали данную тему в одной из наших статей.

Значительные изменения коснулись работы таможенных представителей. Размер вносимого обеспечения ответственности юридического лица был снижен до 5 миллионов рублей (ст.347 289-ФЗ), при этом с брокера снимается солидарная ответственность в случае предоставления владельцем груза поддельных или недостоверных документов. Также снято требование о необходимости наличия в штате не менее двух аттестованных специалистов по таможенному оформлению в каждом подразделении таможенного представителя.

Важные изменения коснулись перевозки сложных многокомпонентных устройств, поставляемых в разобранном виде. В частности, был уточнен порядок транзита таких изделий в случаях, когда импортер оформил решение о классификации товара (решение №138 от 07.11.2017). Согласно данным уточнениям, если товар поставляется в разобранном виде и перевозится по территории нескольких стран ЕАЭС без получения решения о классификации, сумма обеспечения рассчитывается исходя из сумм пошлин и налогов по каждой детали и компоненту изделия, а не за весь товар целиком.

Наиболее нашумевшей темой 2018 года стала тема маркировки. После вступления в силу нового кодекса ЕАЭС таможенные органы начали проверять наличие соответствующей маркировки на товарах уже при пересечении границы, что привело к значительным проблемам для многих импортеров в начале года. Без соответствующих специальных знаков под условный выпуск могут быть ввезены только образцы для проведения испытаний, с обязательным предоставлением договора с аккредитованной лабораторией. При этом в полученных разрешительных документах (сертификатах соответствия, декларациях) указывается номер декларации на товары, по которой ввозились тестируемые образцы. Полученные документы необходимо в течение 45 дней передать в таможню.

Кроме маркировки знаком ЕАС для многих типов продукции активно внедряются штрих-кода DataMatrix, позволяющие отслеживать движение товара от производителя к покупателю. Пока, по большей части, подобные системы идентификации работают в тестовом режиме, но судя по положительному опыту внедрения специальных меток для меховых изделий, в ближайшем будущем все они перейдут на постоянную основу.

Это лишь малая, но наиболее важная часть тех изменений, которые коснулись участников ВЭД в прошлом году. Постепенное внедрение нового кодекса и переход на новый федеральный закон требуют постоянного отслеживания появляющихся новых актов, решений и постановлений. Специалисты нашей компании помогут быстро разобраться в этом потоке информации и подберут оптимальное решения для вашего груза, полностью соответствующее всем законодательным нормам.