Итак, главное - новая формула расчета утилизационного сбора, утвержденная Постановлением Правительства РФ №152 от 13.02.2024, в соответствие с официальными пояснениями касается исключительно авто, которые были растаможены в Армении, Беларуси, Казахстане или Киргизии, и после этого ввезены на территорию России. Их стоимость будет проверяться по “сравнительному” списку с усредненными ценами от ФТС и Минпромторга, который уже опубликован в сети.
Если таможенная очистка авто происходит в РФ - утиль рассчитывается по старинке, в соответствие с перечнем из ПП РФ №1291 от 26.12.2013, как и все прочие платежи.
Рассмотрим действующие на текущий момент варианты импорта легковых транспортных средств в РФ и возможные риски.
Импортер - юридическое лицо РФ, авто не старше 3-х лет, таможится в РФ
Платежи
-
Пошлина по ставкам ЕТТ (товарная позиция 8703)
-
Акциз ст.193 НК РФ зависит от мощности двигателя
-
НДС 20% (от суммы стоимость авто+пошлина+акциз)
-
Таможенный сбор за оформление - зависит от стоимости авто (Постановление Правительства РФ №342 от 26.03.2020)
-
Утилизационный сбор - ПП РФ №1291 от 26.12.2013 (часть 2 раздела I перечня видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора)
Разрешительная документация (после таможенного оформления)
-
ЗОЕТС НАМИ (заключение об оценке транспортного средства)
-
ЭПТС - необходима учетная запись на портале Системы Электронных Паспортов, активируется при списании утильсбора
-
ГЛОНАСС - требуется подтверждение установки (видео контрольного звонка или акт/заказ-наряд), в противном случае ЭПТС могут аннулировать
Возможен ввоз только тех торговых марок, которые включены в Приказ Минпромторга РФ №2701 от 21.07.2023.
Риски
Практически отсутствуют, возможна корректировка таможенной стоимости со стороны ФТС, если она вызывает сомнения. В большинстве случаев КТС легко оспаривается.
Импортер - юридическое лицо РФ, авто старше 3-х лет, таможится в РФ
Платежи
Рассчитываются по тем же документам, что и в предыдущей схеме для новых авто.
Разрешительная документация (после таможенного оформления)
-
СБКТС (свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства) - для оформления может потребоваться доставка авто на полигон
-
ЭПТС - необходима учетная запись на портале СЭП, активируется при списании утильсбора
-
ГЛОНАСС - требуется подтверждение установки (видео контрольного звонка или акт/заказ-наряд), в противном случае ЭПТС могут аннулировать
Возможен ввоз только тех торговых марок, которые не защищены реестром ОИС, либо включены в Приказ Минпромторга РФ №2701 от 21.07.2023.
Риски
Практически отсутствуют, возможна корректировка таможенной стоимости со стороны ФТС, если она вызывает сомнения. В большинстве случаев КТС легко оспаривается.
Уточним, две предыдущие схемы также применимы в случаях, когда в поставке задействована компании-посредник в одной из стран ЕАЭС, легковушка физически заезжает на территорию этой страны, но не растамаживается, а меняет собственника на компанию РФ под процедурой ИМ70 (таможенный склад). При растаможке в РФ потребуется предоставить декларацию ИМ70.
Обратите внимание - таможенная процедура ИМ70 не используется для товаров для личного пользования, и не применима для поставок физических лиц.
Импортер - юридическое лицо РФ, авто не старше 3-х лет, таможится вне РФ, в одной из стран ЕАЭС
Общая схема поставки описана в одной из наших статей.
Платежи
-
Акциз ст.193 НК РФ - является косвенным налогом, поэтому даже при покупке в стране ЕАЭС требуется его уплата
-
НДС 20% (от суммы стоимость авто+акциз)
-
Утилизационный сбор - ПП РФ №1291 от 26.12.2013 (часть 2 раздела I) уплачивается в таможню или налоговую (п.3-4 Правил взимания утильсбора)
Разрешительная документация (после подачи статформы)
-
ЗОЕТС НАМИ - если аналогичное заключение уже оформлено в стране ЕАЭС, переоформлять в РФ не требуется
-
ЭПТС - необходима учетная запись на портале СЭП, активируется при списании утильсбора
-
ГЛОНАСС - требуется подтверждение установки (видео контрольного звонка или акт/заказ-наряд), в противном случае ЭПТС могут аннулировать
Если аналог ЗОЕТС не был оформлен ранее в стране ЕАЭС - возможен ввоз только тех торговых марок, которые включены в Приказ Минпромторга РФ №2701 от 21.07.2023.
Если аналог ЗОЕТС оформлен - возможен ввоз только тех торговых марок, которые не защищены реестром ОИС, либо включены в Приказ Минпромторга РФ №2701 от 21.07.2023.
Риски
Возможна корректировка платежей в соответствие с Постановлением Правительства РФ №152 от 13.02.2024, если стоимость авто будет ниже средней, зафиксированной в перечне. Возможна корректировка таможенной стоимости со стороны ФТС при посттаможенном контроле (до 3-х лет после заполнения статформы), если она вызывает сомнения. Также платежи могут быть пересчитаны в случае занижения технических характеристик транспортного средства.
Покупателю следует запросить декларацию, по которой машина таможилась в одной из стран ЕАЭС, и подтверждение того, что груз выпущен без ограничений по пользованию и распоряжению, и оформлен по единым ставкам ЕАЭС (без применения льготных режимов).
Есть риск “зависания” груза в таможенной системе ЕАЭС как ограниченного к использованию в случае применение “спецрежима” при оформлении, в этом случае данные по машине не попадут базу ФТС и покупатель в РФ не сможет поставить ее на учет. Похожие ситуации при отгрузках из Киргизии мы описывали ранее.
Импортер - юридическое лицо РФ, авто старше 3-х лет, таможится вне РФ, в одной из стран ЕАЭС
Общая схема поставки описана в одной из наших статей.
Платежи
Рассчитываются по тем же документам, что и в предыдущей схеме для новых авто.
Разрешительная документация (после подачи статформы)
-
СБКТС - для оформления может потребоваться доставка авто на полигон, если аналогичное заключение уже оформлено в стране ЕАЭС, переоформлять в РФ не требуется
-
ЭПТС - необходима учетная запись на портале СЭП, активируется при списании утильсбора
-
ГЛОНАСС - требуется подтверждение установки (видео контрольного звонка или акт/заказ-наряд), в противном случае ЭПТС могут аннулировать
Возможен ввоз только тех торговых марок, которые не защищены реестром ОИС, или включены в Приказ Минпромторга РФ №2701 от 21.07.2023.
Риски
Те же, что и в предыдущей схеме для новых авто.
Импортер - физическое лицо РФ, вне зависимости от возраста авто, таможится в РФ
Общая схема поставки описана в одной из наших статей.
Платежи
-
Пошлина в виде единой ставки - таблица №2 Приложения №2 Решения Совета ЕЭК №107 от 20.12.2017
-
Таможенный сбор за оформление - зависит от стоимости авто (Постановление Правительства РФ №342 от 26.03.2020)
-
Утилизационный сбор - ПП РФ №1291 от 26.12.2013 (часть 3 раздела I - транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования) “льготная” ставка
Разрешительная документация (после таможенного оформления)
-
СБКТС - для оформления может потребоваться доставка авто на полигон
-
ЭПТС - активируется при списании утильсбора
-
ГЛОНАСС - требуется подтверждение установки (видео контрольного звонка или акт/заказ-наряд), в противном случае ЭПТС могут аннулировать
Риски
Практически отсутствуют, возможна корректировка таможенной стоимости со стороны ФТС, если она вызывает сомнения.
Авто нельзя продавать в течение 12 месяцев со дня таможенного оформления, в противном случае все платежи вырастут до уровня коммерческих.
Импортер - физическое лицо РФ, вне зависимости от возраста авто, таможится вне РФ, в одной из стран ЕАЭС
Сделка проводится между двумя физлицами, первоначальным импортером авто в страну может быть как физическое, так и юридическое лицо, которое впоследствии продало авто местному физику.
Платежи
Утилизационный сбор ПП РФ №1291 от 26.12.2013 (часть 3 раздела I - транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования) по “льготной” ставке
Разрешительная документация (после таможенного оформления)
-
ОТТС / СБКТС / ЗОЕТС - данные о документе должны быть у продавца из страны ЕАЭС, требуйте скан или номер документа, проверьте действителен ли он (в реестре соответствующей страны)
-
ЭПТС - активируется при списании утильсбора
-
ГЛОНАСС - требуется подтверждение установки (видео контрольного звонка или акт/заказ-наряд), в противном случае ЭПТС могут аннулировать
Риски
Авто нельзя продавать в течение 12 месяцев со дня таможенного оформления, в противном случае все платежи вырастут до уровня коммерческих.
Возможна корректировка платежей в соответствие с Постановлением Правительства РФ №152 от 13.02.2024, если стоимость авто будет ниже средней, зафиксированной в перечне. Также платежи могут быть пересчитаны в случае занижения технических характеристик транспортного средства.
Покупателю следует получить письменный ответ от таможенных органов страны ЕАЭС о том, груз выпущен без ограничений по пользованию и распоряжению, и оформлен по единым ставкам ЕАЭС (без применения льготных режимов). Проверить, попала ли машина в базу ФТС. Также следует получить справку о снятии авто с учета в стране ЕАЭС и копию старого СТС.
Для предварительного расчета платежей можно воспользоваться многочисленными калькуляторами в сети. При выборе характеристик следует помнить, что в гибридных авто мощность основного двигателя суммируется с максимальной 30-минутной мощностью электромотора, а термин “повышенная проходимость” распространяется только на машины с дорожным просветом более 210 мм и массой менее 5 000 кг.