Удаленный выпуск товаров и иные последствия внедрения электронного декларирования

Автоматическая регистрация деклараций на товары, внедренная в таможенных органах в 2015 году, показала себя как перспективная технология, значительно облегчающая и ускоряющая таможенное оформление товаров и взаимодействие участников ВЭД с контролирующими органами в целом.

Первым преимуществом электронного декларирования стало сокращение сроков регистрации электронных деклараций за счет исключения из процесса человеческого фактора - по сведениям ФТС на данный момент процесс регистрации занимает менее минуты. Кроме того, автоматическая регистрация осуществляется без участия должностных лиц, что не только исключает влияние сотрудников таможни на процесс декларирования, но и высвобождает кадры для выполнения других таможенных операций.

Этим польза электронного декларирования не исчерпывается, поскольку внедрение одной перспективной технологии повлекло за собой ряд других полезных для участников ВЭД усовершенствований. Например, на основании распоряжение ФТС России от 29 июня 2015 г. № 183-р с 8 июля 2015 года проводится эксперимент по концентрации декларирования товаров в Центрах электронного декларирования (ЦЭД), что в перспективе должно полностью освободить приграничные таможенные посты от выполнения функций регистрации деклараций.

Удаленный выпуск товаров

Очередным этапом совершенствования системы таможенного администрирования стала организация технологии удаленного выпуска товаров, что также произошло благодаря внедрению системы электронного декларирования.
Суть процесса удаленного выпуска товаров заключается в том, что фактический и документальный контроль товаров разделены. Досмотровые и иные таможенные операции, связанные с необходимостью непосредственного контакта с грузом, проводятся приграничными постами, на которые прибыл товар. Документальное таможенное оформление товаров при этом осуществляет любой Центр электронного декларирования, с которым участнику ВЭД удобнее работать.

Передача данных между таможенными органами, осуществляющими фактический и документальный контроль, производится в электронном порядке. Решение о выпуске товаров также принимает информационная система без участия должностных лиц. Всё, что требуется сделать участнику ВЭД - это подать документы в ближайший ЦЭД, а его представителю - забрать документы и товар с таможенного СВХ после принятия решения о выпуске.

На сегодняшний день во всех таможенных органах России, имеющих полномочия регистрации деклараций, реализован удаленный выпуск товаров, идущих на экспорт. В отношении импорта внедрение новой технологии находится в процессе реализации. По сведениям ФТС, средние сроки автоматического выпуска товаров составляют 4-5 минут.

Удаленная уплата таможенных платежей

Еще одно усовершенствование, ставшее возможным благодаря внедрению электронных технологий - это возможность уплаты таможенных платежей в режиме реального времени. По итогам прошедшей 7 июля 2016г. пресс-конференции, посвященной вопросам совершенствования таможенного администрирования, ФТС сообщает, что:

“На сегодняшний день в соответствии с распоряжением ФТС России от 19 декабря 2013 г. № 406-р созданы правовые и технические условия, а также обеспечено подключение к системе, обеспечивающей возможность удаленной уплаты таможенных и иных платежей, во всех таможенных органах Российской Федерации. Для организаций предусмотрена возможность удаленной уплаты таможенных платежей через портал электронного декларирования, а для граждан – банковскими картами или наличными денежными средствами через электронные терминалы, платежные терминалы и банкоматы, обслуживание которых обеспечивают операторы таможенных платежей.
ФТС России разработала сервис личного кабинета плательщика, который позволяет плательщикам оперативно получать информацию о движении денежных средств, как на сайте ФТС России, так и на сайте оператора таможенных платежей. Данная информация носит справочный характер."


“Личный кабинет участника ВЭД” и так далее

Переход на электронные и автоматизированные системы таможенного администрирования стал важным шагом таможенных служб навстречу участникам ВЭД. Электронный документооборот сократил количество требуемых документов и сроки таможенного оформления товаров. Создание “Личного кабинета участника ВЭД” ускорило и упростило процедуры валютного контроля и передачи отчетности таможенными представителями.

Разработка и подключение новых сервисов упрощают взаимодействие участников ВЭД с таможенными органами по многим другим направлениям. Например, в случае приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, взаимодействие с таможенным органом происходит с помощью информационного сервиса “Правообладатели и их Представители”.

В целом, принятые меры по совершенствованию таможенных систем уже “привели к качественным изменениям в области таможенного дела и позволили кардинально сократить время совершения таможенных операций и издержки участников внешнеэкономической деятельности”. Остается надеяться, что последующие нововведения ФТС будут столь же эффективными и направленными на соблюдение интересов участников внешнеэкономической деятельности.