На страницах нашего блога мы уже рассказывали, как протекает процесс таможенного оформления автомобиля, а также о новшествах, которые появились в связи с введением санкций и переходом на параллельный импорт. Однако у импортеров все равно остается множество вопросов, в том числе связанных с затратами на ввоз, а именно с размером обязательных платежей.
Кроме стандартных пошлины и НДС, ввоз транспортных средств сопровождается уплатой акциза и утилизационного сбора. Как их рассчитать и от чего зависит их величина?
Акциз - специальный платеж, призванный пополнять бюджет государства, которым облагаются высокорентабельные товары, не входящие в категорию первой необходимости. Следует помнить, что акциз это именно косвенный налог, а не пошлина, поэтому ввоз авто, купленного в Белоруссии или Армении, не освобождает импортера от его уплаты (раздел III Приложения №18 Договора о ЕАЭС).
Акцизом облагаются исключительно легковые автомобили и мотоциклы (ст.181 НК РФ), тягачи, прицепы или автобусы, предназначенные для перевозки более 10 человек от него освобождены. Напоминаем, данный платеж включен в налогооблагаемую базу, то есть НДС взимается с суммы инвойсовой стоимости товара, таможенных пошлин и акциза (п.2 ст.191 НК РФ).
Базовые ставки акциза зафиксированы в ст.193 НК РФ и варьируются в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. Обратите внимание - для перевода главной характеристики двигателя из киловатт в лошадиные силы используется коэффициент 0,75. Мощность двигателя, используемая для расчета, указана в техническом паспорте (брифе), ЭПТС, а также в разрешительных документах (ОТТС, СБКТС, ЗОЕТС).
С появлением на рынке гибридов и электромобилей в расчетах акциза возникла путаница - сказалось отсутствие методологии и соответствующих пунктов в законодательных актах. В настоящий момент импортерам следует опираться на пояснения Министерства финансов РФ.
Аналогичная схема используется для определения базы для расчета акциза для гибридных автомобилей: учитывается общая мощность двигателей - внутреннего сгорания и электрического (Письмо Минфина РФ N 03-13-06/102119 от 14.12.2021). Данная позиция министерства вызывает много вопросов, в особенности для машин, у которых электродвигатель не может подключаться к внешним источникам энергии.
Например, гибриды типа HEV имеют очень маленькую батарею на 10-15 кВт, которая заряжается при торможении, и используется для подзарядки аккумулятора или на низких скоростях, при этом значительно не повышает технические характеристики авто. Однако его мощность также учитывается при расчете акциза и может увеличить сумму таможенных платежей на несколько десятков тысяч рублей. Пока в данном вопросе суды встают на сторону Минфина.
Утилизационный сбор
Базовая ставка умножается на коэффициент, выбор которого зависит от категории транспортного средства (Приложение №1 ТР ТС 018/2011), типа двигателя и его объема, для грузовиков - технически допустимой максимальной массы (со снаряжением, пассажирами и грузом), а также от возраста автомобиля (новый или старше 3-х лет).
Утилизационный сбор взимается таможенными или налоговыми органами, в зависимости от условий перехода права собственности на момент пересечения товаром границы РФ (п.3-4 Постановление Правительства РФ №1291 от 26.12.2013). Плательщиком является непосредственно импортер, то есть юрлицо, которое осуществляло ввоз машины в РФ (п.3 ст.24.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Переложить "ответственность" за утиль на конечного покупателя в этом вопросе не получится. Информация об уплате автоматически направляется в систему «Электронный паспорт», после чего ЭПТС авто получает статус “Действующий”.
Часто импортеры при постановке автомобиля на учет сталкиваются с требованием сотрудников Госавтоинспекции предоставить ТПО (таможенный приходный ордер) для подтверждения уплаты утиля. В теории данный документ должен в автоматическом режиме появляться в личном кабинете участника ВЭД, на практике приходится запрашивать ордер через направление обращений акцизной таможне.
Если вы не хотите запутаться в кипе документов и долго растамаживать авто - обратитесь к нашим специалистам. Мы поможем оформить заключение на легковушку или полуприцеп, организуем выпуск и установку ГЛОНАСС, а главное - как опытный таможенный брокер быстро и грамотно проведем таможенное оформление вашего транспортного средства с уплатой максимально корректно рассчитанных платежей.