Кратко напомним историю “противостояния” отечественных и европейских перевозчиков. В апреле 2022 года Евросоюз утвердил пакет санкций, который запретил работать на территории стран ЕС любой транспортной компании, зарегистрированной в России. Последний на текущий момент Регламент Совета (ЕС) 2023/1214 от 23.06.2023 закрыл границу для отечественных прицепов и полуприцепов. До этого момента российские перевозчики на свой страх и риск все-таки отправляли их за рубеж на иностранных тягачах для загрузки товара.
Ограничения в логистической сфере со стороны РФ в отношении транспорта из “недружественных” стран закреплены Постановлением Правительства РФ №1728 от 30.09.2022. Европейским машинам в основной массе запретили двигаться вглубь страны и ограничили зону, в которой возможна перецепка/перегрузка товара, территориями субъектов Северо-Западного федерального округа (плюс Калининград). Причем “под раздачу” попали даже те иностранные фуры, которые следуют транзитом, или везут товар в Россию, например, из Казахстана или Грузии.
Рассмотрим схемы транспортировки груза, которые возможны на текущий момент с учетом всех оговорок и условий.
Прямая поставка на иностранной машине
Прямой вариант доставки предполагает движение иностранного тягача с прицепом от границы до конечной точки выгрузки, например, в Москве, и только с четко определенной группой товаров “на борту”. Соответствующие коды ТН ВЭД приведены в Приложении №1 к ПП РФ №1728. При этом, если в поставке будет присутствовать хотя бы одна позиция, не входящая в данный список - машину отправят на перегрузку/перецепку.
Отдельной строкой в исключениях прописаны лекарства и сырье для фармкомпаний, различные медицинские изделия, группа 30 (фармацевтическая продукция, в том числе кровь, вакцины) и группа 90 (в том числе медицинские и хирургические инструменты и аппараты для проведения исследований). Их, в отличие от товаров из Приложения №1, разрешено перевозить вглубь страны даже польским перевозчикам.
При этом на обратном пути европейский перевозчик захватить экспортный груз аналогичного типа.
Перецепка полуприцепа
Так как отечественным прицепам доступ в страны ЕС закрыт, далее мы будем вести речь только о прицепах на европейских номерах.
При импорте перецепка полуприцепа на российский тягач возможна только в автомобильных пунктах пропуска на границе РФ-ЕС (на её северо-западном участке), исключительно с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого находится МАПП, и при условии, что пункт оборудован должным образом. На текущий момент перецепка осуществляется на погранпереходах Торфяновка и Брусничное, а также в специальных местах убытия/прибытия в Себежском районе, недалеко от МАПП Бурачки (Постановление Правительства РФ №1932 от 12.11.2021).
Следует помнить, что у российского перевозчика должна быть доверенность от иностранного владельца прицепа или договор аренды с ним, а также допуск к осуществлению международных перевозок. После смены “головы” автопоезд может двигаться до места прибытия в рамках процедуры таможенного транзита при условии внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.
При экспорте перецепка возможна не только в на границе, но и на складах временного хранения, расположенных в обозначенных Постановлением №1728 районах. Перечень СВХ, задействованных в схеме перегрузки/перецепки, опубликован на сайте АСМАП и утвержден Минтрансом.
К сожалению, далеко не все европейские компании готовы “отпустить” свои транспортные средства далее приграничных зон РФ, многие опасаются конфискации машин или прицепов в качестве ответных мер на санкции. Кроме того, движение нерастаможенного товара в иностранном прицепе до конечного пункта сейчас связано с дополнительными финансовыми затратами, так как требует внесения обеспечения и привлечения к транспортировке российских таможенных перевозчиков, которые значительно подняли ставки за последнее время.
Перегрузка товара
Перегрузка товара из иностранного прицепа в отечественный при импорте, и в обратную сторону - при экспорте, возможна на любом СВХ, действующем в обозначенных Правительством приграничных регионах.
Участникам ВЭД следует помнить, что склады временного хранения - это частные предприятия, которые имеют ограниченную площадь ЗТК и различные технические возможности. Далеко не все СВХ оборудованы кранами с высокой грузоподъемностью, большими крытыми площадками или холодильниками. Об этих нюансах следует узнать заранее, на этапе заключения договора.
Импортеры, планирующие полностью сменить транспортное средство, могут выбрать два варианта работы с грузом. Первый - перегрузка в машину российского таможенного перевозчика и доставка товара по внутреннему таможенному транзиту, с предоставлением денежных гарантий того, что нерастаможенный груз доедет до места назначения. Как мы писали ранее, тарифы на такие перевозки заметно выросли с момента введения санкций, да и поручители предоставляют свои услуги не бесплатно .
Растаможка “с колес”
Второй путь - это оформление “с колес”, то есть проведение таможенной очистки непосредственно на СВХ недалеко от границы и перегрузка уже очищенного товара. Даже с учетом погрузочно-разгрузочных работ, отсутствие необходимости вносить обеспечение и использование машины обычного российского перевозчика позволяет сократить расходы на транспорт внутри РФ на 30-40%.
Для оптимизации затрат мы рекомендуем воспользоваться услугами нашего партнера - СВХ “Элком-Терминал”, расположенного в городе Псков, в непосредственной близости от пунктов пропуска Куничина Гора, Шумилкино и Убылинка (ОТО и ТК № 3 Псковского таможенного поста).
Стоянка вмещает до 500 транспортных средств, на территории расположены два крана мостового типа с максимальной грузоподъемностью 16 т, парк техники включает ричстакеры (до 45 т), вилочные погрузчики и другое оборудование, которое позволяет обработать практически любые виды грузов.
Также на территорию склада заходит ветка Октябрьской железной дороги (станция Берёзки), площадка для работы с ж/д контейнерами оборудована соответствующей погрузочно-разгрузочной техникой.
Наши специалисты давно работают с данным складом, и помогут выпустить ваш груз в максимально короткие сроки, а также помогут организовать весь необходимый документооборот.
Оформление транзита возьмет на себя таможенный брокер ДТ Иньер.
Контакты для заявок:
менеджер Андрей Савельев +7 911 363 27 86
диспетчер +7 8112 68-88-67
почта: zapros@elkomt.ru