Как маркировка ЕАС стала новым камнем преткновения

Специальный знак ЕАС был разработан для обращения на рынке Евразийского экономического союза товаров, на которые распространяется действие одного из Технических регламентов. Соответствие тому или иному регламенту оформляется в виде сертификатов или деклараций и подтверждается лабораторными испытаниями и документацией, предоставленной производителем.

Что такое маркировка ЕАС

Что же собой представляет маркировка ЕАС? Чаще всего это наклейка, отдельная этикетка или информация в документах, сопровождающих товар (например, инструкция или специальный вкладыш). Маркировка наносится на каждую единицу изделия, упаковку, и должна быть такого размера, чтобы конечный покупатель мог без проблем найти ее и прочитать указанную там информацию. Конкретные требования к общему виду и содержанию чаще всего указаны в самом техрегламенте.

Кроме графического знака ЕАС с определенными геометрическими параметрами на этикетке в обязательном порядке указывается:
— торговое наименование изделия;
— артикул, модель, серия;
— страна, в которой был произведен товар;
— название завода-изготовителя, его адрес или аналогичная информация по официальному представителю изготовителя.

В зависимости от типа товара и требований к маркировке, прописанных в соответствующем техрегламенте, указывается размер, сырьевой состав в процентном соотношении, рекомендации по уходу в виде общепринятых символов (одежда, обувь), рабочее напряжение, срок службы (бытовые электроприборы), пищевая ценность и условия хранения (продукты питания) и так далее.

Перечисленные выше данные в обязательном порядке должны быть продублированы на языке той страны ЕАЭС, в которой предполагается реализация изделия, и должны совпадать с информацией, указанной в сертификате или декларации соответствия на товар.

Проблемы с реализацией закона о маркировке

Требования по маркировке продукции ЕАС были утверждены еще в 2011 году, и в течение всего периода не утихают споры между декларантами и ФТС. Сотрудники таможни зачастую отказывали в выпуске товара при отсутствии на товаре соответствующих знаков. В качестве обоснования указывалось несоблюдение действующих запретов и ограничений, то есть несоответствие ввозимой продукции требованиям Технических регламентов. Как объяснялось, сотрудники таможни не могли однозначно соотнести описание товара (наименование, торговую марку, артикулы), указанное в представленных при декларировании сертификатах, с тем товаром, что видели перед собой. Получается, что решение о безопасности изделия выносилось только на основании наличия на упаковке значка ЕАС, а оформленные разрешительные документы не принимались в расчет. Далее следовали длительные судебные тяжбы, статистика по результатам процессов была далеко не однозначна.

Вступление в силу нового Таможенного кодекса окончательно запутало ситуацию. В новом варианте главного документа таможни появилась статья 7 о соблюдении запретов и ограничений, к которым относятся и меры технического регулирования. В ней устанавливается, что соблюдение этих мер подтверждается импортером в соответствии с правилами, установленными Договором о Союзе, а точнее приложением №9. И здесь мы обнаруживаем главный камень преткновения: понятие «выпуск продукции в обращение». Его определение гласит, что выпуск продукции в обращение — это поставка или ввоз продукции с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности.

По сути, практически приравниваются понятия «выпуск в обращение» и «выпуск для внутреннего потребления», более того – физическое пересечение границы ЕАЭС товаром вводит его в оборот на внутреннем рынке. А это означает, что маркировка на въезжающем в Союз товаре уже должна быть. При этом не принимается во внимание содержание текстов тех самых Технических регламентов, каждый из которых содержит свое определение понятия «выпуск в обращение».

Например, в техрегламенте «О безопасности низковольтного оборудования», требованиям которого должна соответствовать, например, кухонная бытовая техника, телевизоры, ноутбуки, указано, что обращение подобного товара на рынке – процесс его перехода от изготовителя (импортера) к потребителю на территории ЕАЭС после его изготовления. Согласно ТР «О безопасности пищевой продукции», выпуск в обращение пищевой продукции – это купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции, начиная с изготовителя или импортера, пользователю.

Получается, что законодательные акты противоречат друг другу, а сотрудники таможни в этом вопросе принимают в расчет только нормативные документы, непосредственно связанные с оформлением, и занимают крайне жесткую позицию: нет маркировки — нет выпуска.
Не следует забывать и о том, что иностранные производители могут просто отказать российскому импортеру в нанесении специальных знаков — им незачем связываться с переналадкой оборудования и изменением производственного процесса из-за законодательства, действующего в другой стране. В итоге, импортерам приходится оклеивать товары на иностранных складах на границе, что, во-первых, дороже, а во-вторых – лишает заработка склады внутри Союза, которые также могли бы заработать на этой операции.

Большое количество вопросов со стороны участников ВЭД в отношении проблемы маркировки товаров явно свидетельствует о необходимости внесения поправок в действующее законодательство. В прошлом году по инициативе Комиссии ЕАЭС была создана группа, которая должна разработать новые параметры ввоза товаров, подпадающих под действие Технических регламентов. Неизвестно, какие изменения в этой сфере ждут импортеров, но пока им приходится работать по существующим правилам.

В связи с этим очень важно на начальном этапе определить верные коды ТНВЭД и соответствующие им технические регламенты, требованиям которых должен соответствовать товар. В этом вопросе вам могут помочь специалисты компании Иньер. На основании полученных данных импортер сможет определить, какая часть поставки требует нанесения маркировки ЕАС, где будет происходить сам процесс нанесения специальной информации, какие временные и денежные затраты он понесет.