Накопившиеся за прошедший год ограничения значительно изменили логистическую отрасль в России, заставляя импортеров, перевозчиков и таможенных представителей оперативно подстраиваться под постоянно меняющиеся условия игры. Ниже мы разберем, как санкционные “нововведения” повлияли на различные сферы внешнеэкономической деятельности, и способы решения возникающих в связи с этим проблем.
Финансы и банки
Одним из первых шагов стало отключение крупных банков РФ от международной платежной системы SWIFT. Список отечественных кредитных организаций, на которые распространяются санкции, обновляется практически ежемесячно. Предложенные Советом ЕС способы проведения транзакций, такие как факс и электронная почта, не являются рабочими альтернативами, так как сами европейские банки не могут работать в таком режиме.
Возможно заключение договоров с небольшими банками, которые еще не попали в санкционные списки, однако их финансовые инструменты зачастую ограничены, например, нет возможности открыть счет в лирах или юанях. Наиболее оптимальный на данный момент вариант - подключение в схему доставки денежных средств финансовых организаций из третьих стран. В этом случае следует помнить о неизбежных финансовых потерях, так как вам потребуется оплачивать услуги посредника и конвертировать валюту в стране посредника.
Товары - роскошь, двойное назначение, нефть
Наиболее обширные ограничения связаны с запретами на экспорт в РФ определенных категорий товаров, причем не только произведенных, но и просто отгружаемых с территории Евросоюза или, например, США. Первыми под удар попали: высокотехнологичная продукция, используемая в нефте и газодобывающей отраслях, в том числе различные трубы, насосы и фильтрующее оборудование, также запчасти для ремонта самолетов и морских судов, навигационное оборудование.
Далее последовали предметы роскоши - Регламент Совета ЕС 2022/428 от 15.03.2022 ограничил отгрузку товаров, стоимость которых превышает определенный ценовой порог. Для одежды, обуви и сумок лимит составил 300 евро, для бытовой техники - 750 евро, инвойс на легковые автомобили не должен быть больше 50 000 евро.
Наиболее сложным, причем не только для российских компаний, но и для европейских таможенных органов, стал запрет на поставку в РФ товаров двойного назначения, то есть товаров, которые теоретически могут использоваться в работе военно-промышленного комплекса. Весь перечень собран в Регламенте ЕС 2021/821 от 20.05.2021 и не закреплен за конкретными кодами ТН ВЭД. Например, насосы с “санкционными” характеристиками встречаются в тексте множество раз, описание и сферы применения указаны достаточно расплывчато, что позволяет по разному толковать документ.
Не стоит забывать и о запретах на импорт из РФ - доступ на иностранные рынки закрыт для нефтепродуктов, древесины и всем изделиям из нее, металлопроката и минеральных удобрений. Ограничения касаются товаров как происходящих, так и просто поставляемых с территории России.
Эта особенность не позволяет в использовать общую для санкционных позиций схему с фирмами-посредниками, например из Армении или Турции, так как европейские таможенники зачастую требуют предоставить сертификат происхождения.
В случаях с поставками из ЕС или США в РФ модель “косвенного реэкспорта” с подключением агента из третьей страны стало стандартной практикой. Однако следует помнить о затратах на банковские операции и неизбежную торговую наценку посредника.
Репутационные риски
Причиной появления в сделке перекупщика могут стать не только ограничения на экспорт или боязнь продавца попасть под вторичные санкции из–за поставок в РФ “запрещенных” товаров, но и так называемые репутационные риски. Зачастую отгрузка невозможно по причине того, что европейский поставщик отказывается работать с российской компанией по идеологическим соображениям, или боится, что такая сделка вызовет негативную реакцию, например, у налоговых органов ЕС.
Транспорт и новые маршруты
Первая волна изменений в логистической сфере была связана с уходом с российского рынка иностранных авиакомпаний и морских линий. Сейчас воздушные гавани постепенно восстанавливают объемы принимаемых грузов, которые теперь летят в РФ с пересадками через Стамбул или Тегеран. На море основной акцент сместился на южные порты, Новороссийск стал абсолютным лидером по числу обработанных грузов, небольшие перевозчики вновь курсируют между восточными провинциями Китая и Владивостоком, появились новые игроки на маршрутах до Санкт-Петербурга.
Далее к санкционной борьбе подключили автотранспорт - сначала российским транспортным средствам запретили въезжать на территорию Евросоюза, затем иностранным фурам ограничили движение в пределах нескольких областей на северо-западе РФ. Проблему решают на приграничных СВХ путем перегрузки или замены головы (это возможно для наливных товаров, таких, например, как битум). Кроме того не следует забывать, что в Постановлении Правительства РФ №1728 от 30.09.2022 выделены коды ТН ВЭД, которые не требуют смены европейского грузового автомобиля для доставки в глубь страны.
Юбилейный, 10-й пакет санкций “озадачил” не только отечественных импортеров, но и их коллег из, например, Казахстана и Грузии. Дело в том, что Постановление Совета ЕС 2023/427 от 25.02.2023 должно полностью перекрыть доступ на территорию России технологий и товаров двойного назначения, о которых мы говорили выше. Теперь их нельзя не только ввозить, но и просто перемещать транзитом.
С учетом довольно обтекаемых формулировок Регламента 2021/821, сейчас под удар вероятно попадут все товары, хоть как-то упомянутые в ограничительном списке. Таможенный инспектор в Эстонии или Германии скорее всего не станет разбираться в технических характеристиках конкретного изделия и соотносить сферу его применения с законодательными актами, а просто откажет в закрытии экспортной по формальным причинам.
В ближайшее время данные санкции несомненно приведут к изменению уже устоявшихся схем доставки, перевозчикам придется переходить на объездные маршруты. Однако прошедший год показал, что выход можно найти практически из любой сложной ситуации. Специалисты нашей компании постоянно находятся в поиске наиболее оптимальных в сложившихся условиях логистических решений и помогают импортерам выйти из “санкционной бури” с минимальными потерями.