Напомним, что из себя представляет косвенный реэкспорт - это вид международной сделки, при которой продажа товара от поставщика к конечному покупателю осуществляется через посредника из третьей страны, при этом груз фактически не пересекает границу этой самой страны. Например, оборудование, произведенное в Китае, закупается компанией-посредником из России (далее мы будем говорить именно об этой форме участия юр.лица из РФ в поставке) и далее отгружается в Данию. Еще раз хотим отметить, что косвенный реэкспорт - это не таможенная процедура, значение которой закреплено на законодательном уровне, а общепринятый в логистической среде термин.
Ошибки в оформлении сделок
Основная ошибка всех российских компаний, организующих такого рода сделки, это поиск таможенного представителя РФ для оформления всего процесса поставки. Напомним, брокеры имеют право работать только на территории страны, в которой они зарегистрированы в качестве юридического лица и работают на основании выданной государством лицензии. Так как груз фактически не растамаживается в России, для таможенного представителя из РФ в этой схеме просто нет места.
По этой же причине при составлении контрактов рекомендуется выбирать такие условия поставки, при которых вам, как посреднику, не потребуется участвовать в оформление груза на экспорт, особенно - на импорт. В противном случае вам придется подбирать брокера в стране продавца и покупателя, а также разбираться в тонкостях местного таможенного законодательства. Следует отметить, что в некоторых случаях вывоз товара на условиях EXW более удобен с точки зрения оформления документов, конечно если у вас есть контакты консигнационного склада за границей, который сможет закрыть экспортную и TIR поставщика.
Заключение контракта на поставку. Варианты
Для многих остается неясным вопрос заключения контракта на поставку. Здесь возможны два варианта: трехсторонний договор, при котором конечный покупатель видит вашу наценку и все условия сделки, или оформление двух отдельных документов. Первый вариант, естественно, значительно упрощает весь процесс поставки с точки зрения соблюдения норм законодательства документооборота, однако используется редко, по понятным причинам.
В случае использования двух контрактов первый из них завершает действовать в момент закрытия экспортной и TIR поставщика. Далее уже по второму договору купли продажи открываются новые транспортные документы, в которым отправителем значится склад, действующий по поручению посредника, и при таможенном оформлении в стране назначения будет использоваться новый инвойс.
Специалисты не рекомендуют физически завозить товар на территорию РФ, даже в транзитном статусе, естественно за исключением случаев, когда это логически обоснованно с точки зрения построения маршрута доставки (например, Китай - РФ - ЕС). Это не только увеличит итоговую таможенную стоимость товара за счет дополнительных расходов на транспортировку, но и приведет к появлению вопросов со стороны таможни. Особенно актуально это в случаях, когда поставщиком либо конечным покупателем выступает одна из стран ЕАЭС, например Белоруссия или Казахстан.
Оплата НДС при косвенном реэкспорте
Стоит помнить об этом моменте и в связи с вопросом НДС. Российскому посреднику нет необходимости подтверждать “нулевой” НДС, так как данный тип сделки и так не облагается налогами в соответствие со ст.147 Налогового кодекса РФ, но только в случае, если товар не находился в момент продажи на территории РФ. Уплата косвенных налогов для импортирующей стороны осуществляется в соответствие с приложением №18 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014.
Даже если Вы давно работаете с международными поставками, использование столь нестандартной схемы требует предварительной подготовки и тщательной проработки. Специалисты нашей компании смогут проконсультировать вас в вопросах составления контрактов и подобрать наиболее оптимальный маршрут доставки товара от поставщика к покупателю, а также помогут в поиске и общении с складами в Европе.