У любого предпринимателя, не имеющего опыта работы с поставками товара из-за границы, возникнет множество вопросов в случае, если он решит стать участником ВЭД. Это, например, ведение валютной бухгалтерии, изменение организационно-правовой формы компании и, пожалуй, основной блок - таможенное оформление грузов. Количество нюансов, которые следует учесть при растаможке товара настолько велико, что подчас даже опытные компании-импортеры совершают ошибки и попадают в практически безвыходные ситуации.
К сожалению, изучение вопроса таможенной очистки многие предприниматели начинают уже после того, как подписан контракт, а многие озадачиваются этим когда товар уже отгружен и находится в пути. Результат такого поверхностного отношения к этому процессу чаще всего печален, поскольку “внезапно” выясняется, что условия поставки Инкотермс выбраны неверно, или на поставку требуется разрешительный документ, оформление которого требует предварительного ввоза образцов и занимает несколько недель, или перевозка груза совершалась с нарушением условий таможенного транзита, что грозит штрафом или конфискацией товара и так далее.
Все это приводит к потере времени и денег, а иногда и к расторжению внешнеторгового контракта. Вот почему так важно на начальном этапе проработки поставки обратиться за консультацией к опытному таможенному представителю. Конечно, никто не отменял самостоятельное изучение вопроса растаможки, в том числе с помощью различных тематических форумов, однако количество информации, которую необходимо освоить при этом огромно, а разобраться в таможенном законодательстве далеко не всем под силу.
С чего начать
Для начала следует пообщаться со специалистом по таможенному оформлению, который в общих чертах расскажет этапы доставки и очистки вашего груза на таможне, а также озвучит основные моменты, на которые следует обратить внимание. Бывает, ужа на данном этапе предприниматели отказываются от возникшей у них идеи импортировать тот или иной товар, поскольку размер сопутствующих затрат оказывается слишком велик.
Например, при ввозе табачной продукции, в том числе смесей для кальянов, потребуется заказать акцизные марки, вывезти их по специальной таможенной процедуре за границу, промаркировать изделия и ввезти их в РФ через строго определенный таможенный пост. Также необходимо будет вернуть в страну неистраченные или испорченные наклейки, подробнее о работе с ними мы писали в одной из наших предыдущих статей. Как можно увидеть, процедура растаможки акцизных товаров не так проста, и небольшому предприятию проще будет купить уже очищенный на таможне товар у крупных отечественных посредников, нежели самим ввязываться в этот процесс.
Если первичный этап обсуждения пройден и вы понимаете, что нет серьезных препятствий для импорта выбранного вами товара (санкционные или иные ограничения), можно переходить к детальному обсуждению каждого отдельного этапа процесса ввоза и таможенного оформления.
Выбор брокера половина дела
Грамотный брокер подскажет оптимальный вариант доставки вашего груза, с наиболее подходящим для вас соотношением скорости и стоимости перевозки. Здесь к работе подключается отдел логистики, специалисты которого тесно общаются с иностранными транспортными компаниями и смогут учесть все нюансы по доставке уже на этапе подготовки. Например, некоторые грузы с повышенным классом опасности требуют перевозки в специально оборудованных ADR машинах. Их количество не так велико и бронировать их следует заранее. Тяжелые изделия, перевозимые в железнодорожном контейнере и занимающие не весь его объем, обязательно необходимо зафиксировать определенным образом, иначе, при прохождении составом поворота на большой скорости, контейнер может вылететь с платформы из-за смещения центра тяжести. Соответственно, данная транспортная единица должна иметь определенное количество креплений в нужных местах.
Проработка контракта
Отдельно следует проработать с таможенным представителем и сам внешнеторговый контракт. Этот документ, казалось бы, имеет отношение исключительно к финансовым взаимоотношениям между продавцом и покупателем, однако на деле он играет огромное значение в процессе таможенного оформления товара. Почему в этом случае следует проконсультироваться с брокером, мы рассказывали в нашей предыдущей статье. Неверное описание предмета договора, ошибочный выбор условий поставки, отсутствие пунктов по работе с неликвидной продукцией и так далее могут привести к значительным проблемам на таможне или невозможности впоследствие выставить претензии за некачественную работу продавцу или перевозчику.
Опытный брокер обязательно имеет в штате специалистов по разрешительной документации. Они проанализируют перечень продукции, планируемой к ввозу, и расскажут, какие сертификаты, декларации соответствия и так далее вам потребуются, а также стоимость, сроки и схемы их оформления. Для некоторых типов продукции оформление подтверждающих качество документов требует предварительного ввоза образцов. Процесс таможенного оформления образцов для сертификации также строго регламентирован и не допускает ошибок, в противном случае оформленный вами разрешительный документ впоследствие может быть признан недействительным.
Работа с проблемными грузами
Нередки случаи, когда к специалистам нашей компании обращаются предприниматели с просьбой “вытащить” проблемный груз из таможни. Причем причиной возникновения проблем с растаможкой иногда становится некомпетентность специалистов таможенного представителя, а иногда - упорное нежелание импортера прислушаться к рекомендациям брокера и стремление сделать все по-своему.
Наличие к вам вопросов со стороны брокера вовсе не означает стремление записать на ваш счет дополнительные расходы и увеличить размер уплачиваемых пошлин и налогов. Напомним, что данные средства поступают на счета федерального казначейства в бюджет РФ, и никоим образом не касаются стоимости услуг таможенного представителя. Для специалистов нашей компании главное - организовать процесс максимально грамотно с точки зрения законодательства. В свою очередь, отсутствие каких либо уточняющих запросов со стороны брокера - повод задуматься, насколько правильно будет растаможен груз и не придется ли вам впоследствие объясняться с таможенными органами в случае проведения проверок в рамках посттаможенного контроля.
Мы предлагаем нашим клиентам помощь на каждом этапе сделки, возможность полностью передать на аутсорсинг всю поставку товара из-за рубежа или выбрать из всего перечня услуг исключительно помощь при таможенном оформлении. Однако напоминаем - консультация с таможенным представителем на начальном этапе сделки - важный момент, которым не стоит пренебрегать, а специалисты нашей компании внимательно вникнут во все детали и помогут Вам организовать процесс наиболее комфортно.