Кто рассмотрит петицию об отмене Приказа ФТС №280 от 16.02.2016

Буря негодования со стороны участников ВЭД, вызванная принятием Федеральной таможенной службой Приказа №280 от 16.12.2016 г. “О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками”, спустя чуть более полугода с вступления в силу документа привела к ожидаемому результату - появлению петиции на популярном сайте change.org. Если исключить из текста данной петиции лирические отступления и эмоции автора, то в целом обращение к представителям государственных структур содержит вполне понятные претензии и обоснования бесполезности Приказа с точки зрения пополнения федерального бюджета. А именно:

1. Автор петиции озвучивает позицию многих участников ВЭД, столкнувшихся с необходимостью корректировки декларируемой стоимости товаров или выплаты обеспечения в случае, если рисковая стоимость оказывается выше декларируемой. Возврат суммы, внесенной в качестве обеспечения, занимает время и нередко требует обращения декларанта в суд. Отсюда проистекают убытки и недовольство предпринимателей.

2. Рекордные перечисления ФТС в федеральный бюджет сумм таможенных пошлин и налогов, по мнению автора, являются не более чем красивыми цифрами, поскольку значительная часть этих сумм представляет собой то самое таможенное обеспечение, которое в итоге возвращается декларантам.

Петиция содержит цифры, примеры, цитаты, имеет четко определенную цель (отмену Приказа №280) и, если бы стиль изложения не был слишком эмоциональным, вполне могла бы восприниматься как официальное обращение. Адресован документ Президенту РФ Путину В.В., премьер-министру Медведеву Д.И. и действующему руководителю ФТС Булавину В.И.

Будет ли петиция принята и рассмотрена государственными органами?

Нет сомнений, что подобная попытка граждан реализовать свое конституционное право на обращение в государственные органы необходима. Появление петиции говорит о том, что таможенное оформление товаров в соответствии с Приказом ФТС №280 до сих пор продолжает вызывать недовольство, а значит, что-то работает неправильно, и, возможно, государственным органам управления необходимо пересмотреть существующую систему управления рисками.

В то же время, шансы на то, что петиция достигнет адресатов в госаппарате, нулевые. Очень многие источники в сети Интернет говорят о том, что сбор подписей на портале Change.org эффективен только на местном уровне, когда общественный резонанс развивается внутри одного муниципального образования и вполне очевиден.
Кроме того, объем регистрационных данных портала не позволяет установить, является ли подписавшийся под петицией реальным человеком - один пользователь может подписаться под петицией сколько угодно раз, используя различные адреса электронной почты и фамилии. Именно из-за отсутствия возможности идентифицировать личности подписавшихся государственные структуры от муниципальных и выше не принимают к рассмотрению петиции с Change.org. Фактически размещенная на этом ресурсе петиция представляет из себя не более, чем обычный пост в социальных сетях с ожиданием автором какого-то определенного количества “лайков”.

Для того, чтобы петиция все же попала на рассмотрение упомянутых в ней чиновников, обращение должно быть подано в соответствии со всеми требованиями, узнать которые можно на порталах государственных органов, в которые планируется направить документ. Есть также и более требовательные к регистрационным данным открытые интернет-ресурсы, например, портал “Российская общественная инициатива”. Обращение, размещенное на данном портале, в обязательном порядке попадает на рассмотрение федеральных органов после того, как наберет 100 000 подписей, но при регистрации обязательно нужно указывать паспортные данные. Да и над стилем изложения поработать придется - текст петиции размещается в общем доступе только после его проверки модератором, поэтому излишняя эмоциональность может только навредить.

Ну а пока активисты переходят от слов к действиям и пытаются добиться отмены Приказа ФТС №280 от 16.02.2016 года, рисковая стоимость декларируемых товаров остается определяющей при исчислении таможенных пошлин и налогов. Официальных сведений о том, что система управления рисками будет пересматриваться, на данный момент нет.