С 2021 года все вопросы, связанные с маркировкой алкогольной продукции специальными знаками, были переданы в ведение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Изменилось и название знака - акцизные марки “превратились” в федеральные специальные марки (ФСМ).
В соответствие с ст.12 171-ФЗ от 22.11.1995 импортируемые спиртные напитки, за исключением, например, пива, сидра и медовухи, в обязательном порядке должны иметь на упаковке специальный знак, который позволит отслеживать оборот спиртосодержащей продукции на территории РФ. Отметим, что в данном случае под импортом понимается продукция, поставляемая, в том числе, с территории стран - участниц ЕАЭС.
Подакцизные товары, отправляемые на экспорт, не облагаются дополнительными косвенными налогами (ст.183 НК РФ 117-ФЗ от 05.08.2000) и не требуют специальной маркировки (п.19 ст.12 171-ФЗ от 22.11.1995).
Правила работы с федеральными специальными марками, включая порядок заказа, нанесения и утилизации, зафиксированы в Постановлении Правительства РФ №2348 от 29.12.2020. Рассмотрим основные этапы, которые участнику ВЭД потребуется пройти для того, чтобы ввезти в Россию маркированную алкогольную продукцию.
Следует запомнить, что ФСМ должны присутствовать на упаковке на момент пересечения границы. Следовательно, их следует предварительно изготовить и вывезти на завод производителя или зарубежный склад.
Заявление на получение необходимого количества марок подается через систему ЕГАИС в адрес Росалкогольрегулирования. В документе указываются данные иностранного завода-производителя импортируемой продукции, содержание этилового спирта, объем поставки, количество и основные характеристики тары, дата и номер внешнеторгового контракта.
Предварительно требуется оплатить изготовление спецзнаков путем перечисления соответствующей суммы на счета АО “Гознак”. Стоимость марки зафиксирована на законодательном уровне и на данный момент составляет 1890 рублей за 1000 шт без учета НДС.
После подачи заявления необходимо уплатить госпошлину в размере 0,16 рублей за знак (ст.333.33 НК РФ) на счет подразделения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, на территории которого импортер, согласно полученной лицензии, имеет право реализовывать алкоголь.
В течение 7 рабочих дней после регистрации проверяются данные, указанные в обращении. В случае отсутствия каких-либо недочетов, а также подтверждения о поступлении вышеуказанных платежей на соответствующие счета, Гознак на основании утвержденной заявки в течение 14 рабочих дней изготавливает марки и доставляет их в филиал Росалкогольрегулирования. Далее ведомство информирует заказчика о поступлении ФСМ через единую систему и выдает ответственному лицу с обязательным оформлением накладной и счет-фактуры на каждую партию спецзнаков.
Продукция, для которой были выпущены федеральные специальные марки, должна быть ввезена в страну в течение 9 месяцев, с момента передачи наклеек импортеру. Таможенное оформление акцизных знаков при их отгрузке зарубеж проводится в упрощенном режиме, на основании заявления и документов, подтверждающих законность их получения участником ВЭД (гл.IV Приказ ГТК России №1230 от 28.12.2000).
Следует обратить внимание, что в ПП РФ №2348 от 29.12.2020 утверждены требования к исполнению самих марок, а также правила их нанесения на бутылки, банки и прочую тару.
Не стоит забывать и о наклейках, которые не были использованы или были повреждены в процессе нанесения. Они должны быть ввезены обратно и уничтожены. Предварительно поставщик алкоголя должен проинформировать территориальное подразделение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о месте утилизации, в случае значительного количества уничтожаемых марок потребуется создание специальной комиссии. Факт утилизации в любом случае фиксируется представителями ведомства и подтверждается специальным актом, которые впоследствии “заливается” в ЕГАИС.
Спецзнаки, поврежденные при нанесении или транспортировке, наклеиваются на отдельные листы бумаги. Отдельные части марки собираются воедино, наподобие пазла. Ранее разрешалось не собирать для передачи на уничтожение наклейки, от которых в результате повреждения осталось менее 50% по площади, сейчас же информация о допустимых размерах утилизируемых “остатков” в законодательных актах не упоминается. Если марку физически невозможно “собрать” и перенести на бумагу, в ЕГАИС загружается акт и фото/видео материалы, подтверждающие безвозвратную потерю знака.
Также наклейки должны быть утилизированы, если алкогольная продукция, для маркировки которой предназначались ФСМ, так и не была ввезена.
Не стоит забывать и об остальных обязательных для импорта спиртных напитков разрешительных документах, например сертификаты соответствия и СГР. С учетом того, что алкогольная продукция требует нестандартного подхода, мы рекомендуем участникам ВЭД обращаться к опытным таможенным брокерам, которые помогут грамотно организовать процесс доставки и таможенного оформления.