Импорт в условиях санкций
В середине марта 2022 заработало Постановление Правительства РФ No353, в котором прописаны особенности ведения разрешительной деятельности для производителей и поставщиков товаров. Документ позволяет отдельным ведомствам продлевать сроки действия ранее выпущенных разрешений, смягчать условия получения лицензий или сертификатов, признавать действующими на территории РФ декларации качества, выпущенные иностранными регулирующими органами и так далее.
- Наиболее значимым для импортеров является Приложение No18, согласно которому, например, для подтверждения соответствия качества товара действующим нормам техрегламента в таможню достаточно передать номера и даты оформленных документов, без предоставления оригиналов.
- Ранее оформленный на серийный выпуск сертификат или декларация может использоваться любым участником ВЭД без получения доверенности от первоначального заявителя - держателя разрешительного документа.
- Особенно следует обратить внимание на п.6, который упрощает режим оценки соответствия для значительной группы товаров - для растаможки будет достаточно предоставить “облегченную” версию декларации. Следует учесть, что такая форма разрешительного документа оформляется только на партию и действует в течение 6 месяцев с момента регистрации в реестре Росаккредитации. Воспользоваться такой формой декларации также может любой импортер, без предоставления разрешение на право использования.
Исключения
Отдельным Приказом Минпромторга РФ №4616 от 02.11.2022 был сформирован перечень продукции, на которую не распространяется упрощенный порядок оформления разрешительных документов, ввиду критической важности отсутствия в данных изделиях дефектов и производственного брака. Товары, качество которых подтверждено описанным выше типом ДС, можно ввозить без требуемой по законодательству маркировки (например, Честный ЗНАК), она должна в обязательном порядке появится на продукции перед ее реализацией конечному потребителю. Более того - наносить знаки ЕАС на такие товары запрещено.
Если планируется последующая поставка в страны - участницы ЕАЭС, необходимо пройти повторную проверку на соответствие стандартным нормам техрегламента и нанести единый знак обращения на союзном рынке.
Импорт новых авто после санкций
Значительные изменения для юридических лиц произошли в процессе импорта в РФ новых автомобилей. Так - решение Коллегии ЕЭК No77 от 14.07.2015 - таможенное оформление пассажирских авто вместимостью до 8 человек (категория М1) пройдут только те, кто документально соответствует нормам техрегламента Таможенного Союза 018/2011. Новые машины должны оформить ОТТС (одобрение типа транспортного средства).
Оформить его не просто, т.к. сертификационная процедура обязывает заявителя предоставить большой объем документов, среди которых международный идентификационный код изготовителя WMI. А это сейчас для большинства импортеров невыполнимая задача. Использовать ранее оформленные ОТТС возможно только с условием предоставления копии, заверенной подписью и печатью заявителя. Но т.к. практически все официальные представители иностранных заводов-производителей (они же заявители в разрешительных документах) покинули отечественный рынок, получить такой документ затруднительно.
Выход был найден. 12 мая 22 года Правительство РФ выпустило постановление за номером 855, согласно которому автомобиль можно ввезти на основании оценки, аккредитованной для этой цели ФГУП «НАМИ». На сайте организации можно найти форму заявки и перечень предоставляемых услуг. Важно помнить, что ввоз легковых машин из Поднебесной требует обязательного испытания образцов на полигоне, ведь Китай не присоединился к соглашению по унификации техтребований к автомобилям и запчастям (т.н. Женевское соглашение 58 года).
Виртуальная ИМ70 и косвенный реэкспорт
Для работающих по косвенному реэкспорту с виртуальной ИМ70 стоит учитывать особенности оформления ветеринарных и фитосанитарных сертификатов. В них кроме общих данных о производителе и месте отгрузки товара в обязательном порядке указывается получатель, то есть разрешительный документ “выписывается” в адрес соответствующих контролирующих органов страны покупателя.
С учетом действующих санкций иностранные компании чаще всего не знают о том, что груз в итоге предназначен для российского рынка, либо не готов оформлять какие-либо документы, связанные с поставками в РФ. А использовать при таможенном оформлении в России сертификаты, выпущенные для страны - посредника (например Казахстана или Турции) не получится.
Не следует забывать о том, что параллельный импорт - крайне популярная в последнее время тема, воспринимаемая многими предпринимателями как спасение от всех бед, не освобождает поставщиков от необходимости предоставлять при растаможке сертификаты, свидетельства о госрегистрации, лицензии, нотификации и так далее. Единственным послаблением является смягчение требований относительно торговой марки изделия, но никак не его качества.
Специалисты нашей компании постоянно отслеживают изменения в сфере разрешительной документации и помогут оформить все, что необходимо для таможенной очистки груза.