Ваш груз пересек границу, прибыл на таможенный пост оформления и в этот момент вы понимаете, что провести растаможку и выпустить груз в свободное обращение невозможно. Либо обнаруживается отсутствие необходимого сертификата или декларации, либо в процессе декларирования таможня корректирует код ТНВЭД, в результате чего выясняется, что для ввоза данного товара требуется лицензия, а ее оформление занимает больше месяца. Причины могут быть самыми разнообразными. Перед импортером встает вопрос - что делать с грузом?
Ваш груз пересек границу, прибыл на таможенный пост оформления и в этот момент вы понимаете, что провести растаможку и выпустить груз в свободное обращение невозможно. Либо обнаруживается отсутствие необходимого сертификата или декларации, либо в процессе декларирования таможня корректирует код ТНВЭД, в результате чего выясняется, что для ввоза данного товара требуется лицензия, а ее оформление занимает больше месяца. Причины могут быть самыми разнообразными. Перед импортером встает вопрос - что делать с грузом?
Реэкспорт
Оптимальным решением станет вывоз товара за границу через реэкспорт, мы подробно рассказывали об этой таможенной процедуре в нашей
предыдущей статье. Естественно возврат груза будет сопровождаться дополнительными затратами на транспорт, а возможно и на хранение на иностранном складе. В случае, если обратно вывозится бракованная продукция, данные расходы покупателю по договоренности может компенсировать поставщик. Однако, в большинстве случаев затраты лягут на плечи импортера. Поэтому некоторые участники ВЭД решают, что проще и дешевле будет уничтожить товар или передать его в собственность государства. Так ли это на самом деле?
Уничтожение
В случае применения данной
таможенной процедуры товары, имеющие статус иностранных, физически разрушаются и приводятся в такое состояние, при котором они не могут использоваться по прямому назначению, а восстановить их в рабочее состояние либо невозможно, либо невыгодно с экономической точки зрения. Пошлины и налоги в этом случае не платятся.
Следует учесть, что сам процесс уничтожения оплачивается владельцем груза и не должен привести к расходам со стороны государства. Также должны быть соблюдены меры по защите окружающей среды и экологической безопасности, т.е. под данную процедуру не попадают запрещенные к ввозу в страну товары, опасные или радиоактивные отходы и так далее.
На имя начальника таможни, в регионе деятельности которой планируется уничтожение товара, подается
письменное заявление, товаросопроводительные документы, договор на поставку и так далее. Важным моментом является получение заключения от Росприроднадзора о возможности уничтожения груза с указанием способа и места проведения операции (приказ Минприроды РФ
№732 от 09.09.2011). Кроме того, следует получить заключение о предполагаемой стоимости отходов, которые могут в итоге образоваться, а также предоставить договор с компанией, имеющей лицензию на утилизацию, которая непосредственно будет осуществлять процесс уничтожения. В некоторых случаях таможня может запросить полный пакет документов по импортеру, в том числе уставы, учредительные документы, выписки из налоговой и так далее.
После регистрации заявления в отделе документационного обеспечения, таможня в течение 5 рабочих дней выносит решение о возможности помещения товаров под таможенный режим уничтожения. Дополнительно проводится досмотр груза с целью подтверждения состояния товара и данных, приведенных в документах. После получения
разрешения на товар оформляется ГТД в соответствии с выбранной процедурой и происходит физическое уничтожение груза под контролем специальной комиссии. По окончании работ составляется акт и специальный формуляр, который требуется в обязательном порядке предоставить таможне.
Следует отметить, что образовавшиеся в результате разрушения продукции отходы необходимо будет либо растаможить, либо вывезти за границу, если их в дальнейшем можно использовать в производственном процессе (
ст.250 ТК ЕАЭС). Вывоз отходов и их захоронение также осуществляются за счет импортера.
Отказ в пользу государства
В некоторых случаях сотрудник таможни, рассматривающий заявление на уничтожение товара, может рекомендовать передать груз в собственность государства, импортер может принять такое решение самостоятельно. В этом случае иностранный товар передается в пользу государства и приобретает статус товара Союза без уплаты пошлин и налогов.
Владелец груза должен подать заявление в произвольной форме о намерение передать товар в собственность государства с полным описанием груза, его стоимости и места нахождения. Кроме того потребуется предоставить заключение от
Федерального агентства по Управлению Государственным Имуществом о том, что все расходы, связанные с помещением товара под таможенную процедуру «отказ в пользу государства» будут компенсированы за счет средств, полученных в результате реализации груза. То есть государство максимально ограждает себя от каких-либо финансовых потерь.
В случае принятия положительного решения по данному заявлению, товар в течение трех дней передается по акту приема-передачи таможне, а далее — в Росимущество для последующей продажи.
Конфискат
Следует отметить, что товары, которые были изъяты по какому-либо делу об административном правонарушении и конфискованы по решению суда, не могут быть помещены ни под одну из вышеуказанных таможенных процедур (
ст.16 ТК ЕАЭС). Сам термин «таможенный конфискат» не имеет юридической силы, ведь таможенные органы не имеют никакого отношения к продаже обращенной в собственность государства продукции.
После принятия решения судебными органами товар передается в Росимущество, которое реализует его через своих уполномоченных посредников. Ознакомиться с перечнем арестованного, изъятого или обращенного в пользу государства имущества, выставленного на продажу, а также со списком компаний, являющихся уполномоченными реализаторами, можно на официальном сайте
федерального агентства.
Как мы видим, зачастую отказ отправлять на реэкспорт груз, который импортер не может в данный момент растаможить по тем или иным причинам, невыгоден с экономической точки зрения. Сбор дополнительных документов, оформление разрешений и экспертиз также повлечет за собой дополнительные затраты, как в виде пошлины за выполнение госуслуги, так и за хранение товара. В таких ситуациях вам поможет опытный
таможенный брокер, который поможет здраво оценить ситуацию и просчитать все возможные риски.
Таможенный брокер "ДТ Иньер" - это многолетний опыт работы в международной логистике и таможенном оформлении. Для консультации по вашей поставке, пожалуйста, позвоните по телефону +7 (495) 278-33-33.