За последнее время логистика и процессы, связанные с таможенным оформлением, претерпели кардинальные изменения. Непривычные термины, которые ранее использовались в узком кругу специалистов, теперь все чаще встречаются в новостных статьях и широко используются при описании схем по доставке грузов.
Сегодня мы расскажем, на какие “новинки” в сфере таможни следует обратить внимание, о чем следует помнить при выборе “санкционных” маршрутов и партнеров при отгрузке товаров из США и стран Евросоюза.
Современные медиа открыли для отечественных предпринимателей такие понятия, как параллельный импорт и косвенный реэкспорт, хотя еще год назад далеко не все таможенные брокеры четко понимали что это и как с этим работать. И даже сейчас участники ВЭД путаются в терминологии, принимая одно за другое.
Итак, косвенный реэкспорт подразумевает под собой процесс купли-продажи, в котором участвуют продавец, конечный покупатель и компания - посредник. В условиях действующих со стороны ЕС ограничений у многих российских импортеров не остается других вариантов, кроме как поставка привычных или не имеющих альтернативы товаров через третьи страны, которые и выступают реэкспортером - неким перевалочным хабом, в котором происходит смена собственника товара.
Параллельный импорт также позволяет отечественным компаниям обойти санкции, но только в части, связанной с уходом из РФ иностранных брендов. В Приказе Минпромторга РФ №1532 от 19.04.2022 собраны коды товаров ТН ВЭД, торговые марки и их комбинации, ввоз которых не требует предоставления таможенным органам разрешения от правообладателя. Отметим, что в перечень включены не только бренды, защищенные реестром ОИС, но и общеизвестные товарные знаки, выпуск которых таможня также имеет право приостанавливать (ст.124 ТК ЕАЭС).
Важно понимать, что режим параллельного импорта делает послабления только в той части методов нетарифного регулирования, которая касается соблюдения авторских прав. Оформление деклараций соответствия, нотификаций, фитосанитарных и ветеринарных сертификатов и других разрешительных документов остается обязательным.
Получается, что в одном контракте у российской компании может быть и косвенный реэкспорт, и параллельный импорт. В процессе организации схем с перепродажей следует помнить, что на территории страны-посредника интересующая вас торговая марка может быть защищена местным законодательством, а следовательно необходимо будет либо получать разрешение от территориального представителя правообладателя, либо осуществлять продажу "в пути", без фактического заезда на промежуточный склад.
При обсуждении “косвенной” схемы поставок через сторонних агентов предприниматель рано или поздно столкнется с таким понятием, как таможенный склад. Для большинства это синоним СВХ, так как на территории РФ мало кто пользуется услугами таких мест хранения, а за рубежом подобной градации складов просто нет. В текущих условия следует подробнее ознакомиться с отличиями этих двух складских площадок, а также применяемых к размещенным товарам таможенных процедур.
Напомним, временное хранение предполагает возможность совершения минимума операций с грузом, отбор образцов, замена испорченной упаковки и так далее возможны только с разрешения таможни. Режим таможенного склада (ИМ70), сопровождающийся подачей отдельной декларации, позволяет до растаможки дробить поставку на отдельные партии и, главное - менять собственника.
Сейчас косвенный реэкспорт зачастую проводится через страны ЕАЭС, и для правильного оформления документов и выбора схемы поставки важно понимать в каком статусе груз поступает в Россию из, скажем, Армении или Казахстана. Если товар не растаможен, значит он сохраняет статус иностранного, и его потребуется выпускать в свободное обращение уже в РФ, после чего его статус сменится на союзный.
И главное, о чем сейчас не стоит забывать предпринимателям, так это о санкциях, ограничивающих импорт и экспорт, вводимых как иностранными государствами, так и Россией.
Основным документом зарубежных ограничений является Регламент Совета ЕС № 833/2014 от 31.07.2014, который аккумулирует в себе все наиболее значимые для участников ВЭД запреты, введенные в отношении нашей страны за последнее время. Возможны незначительные расхождения с США и Великобританией по списками товаров и услуг, однако основной объем санкций дублируется между всеми странами.
Со стороны РФ основными документами являются Постановления Правительства РФ №311, №312 и №313 от 09.03.2022. Также периодически приостанавливается экспорт критически важных для внутреннего рынка товаров, таких как пшеница, сахар, растительные масла, поэтому важна предварительная проверка каждой новой поставки.
Взаимные санкции в логистической сфере привели к тому, что с 10 октября иностранные перевозчики ограничены в перемещении по территории РФ и могут доставлять грузы только до СВХ, расположенных на территории приграничных субъектов Северо-Западного федерального округа. Напомним, ранее Регламент Совета ЕС №2022/578 от 08.04.2022 полностью запретил въезд на территорию стран Евросоюза отечественных грузовиков, исключение сделали только для транзита в Калининград.
Использование прицепа или полуприцепа, зарегистрированного в “недружественной” стране, с российским тягачом невозможно (ст.275 ТК ЕАЭС). Возможно в будущем к перегрузке Минтрансом будут допущены только некоторые СВХ. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков должна в ближайшее время выпустить уточнения касательно необходимости оформления дозволов при таком кратковременном пребывании иностранных фур на территории РФ.
В приказе выделен ряд товаров, которые разрешается доставлять непосредственно до получателя, без смены транспортного средства. Смешанные грузы пока воспринимаются таможней как полностью “санкционные”, поэтому перегрузка все-таки потребуется.
Как мы видим, в последнее время тонкостей в вопросах импорта/экспорта стало в разы больше, поэтому мы советуем доверять доставку груза проверенным специалистам, имеющим большой опыт работы в разных условиях.