Посылки, маркетплейсы и таможня - открываем тайны онлайн-шопинга

Количество покупателей, приобретающих товары за рубежом, с каждым годом становится все больше. Однако многие до сих пор плохо представляют себе как функционирует сложный организм международной онлайн-торговли. В нашей новой статье мы постараемся рассказать об основных моментах, связанных с движением вашей посылки от продавца до почтового отделения или курьерской компании в России. Наша статья будет полезна не только рядовым потребителям, но и компаниям, которые давно хотят выйти на рынок трансграничных продаж (данный термин мы подробно рассматривали в нашей предыдущей статье).


Что можно заказать из-за границы?


В случае товаров, которые отправляются в виде посылок в РФ в адрес физического лица, следует оперировать таможенным термином “товар для личного пользования”. Если заказанная вами продукция не попадает в данную категорию - скорее всего ее развернут на таможне или потребуют полноценного оформления, с предоставлением сертификатов соответствия и уплатой пошлины и НДС 20%. Любое упоминание в графе получатель данных о компании, в которой вы работаете, или ИП, которое зарегистрировано на вас, автоматически переведет посылку в разряд коммерческих, что повлечет за собой последствия, описанные выше.


В первую очередь следует помнить о перечне товаров, представленном в  приложение 6 к распоряжению Коллегии ЕЭК №145 от 07.11.2017, которые на законодательном уровне исключены из раздела “для личного пользования”. Например, из всего ассортимента даже самого простого медицинского оборудования в раздел разрешенных попадут только тонометры и градусники, а вот приборы для измерения уровня глюкозы не пройдут таможенный контроль.


В отдельный список выделены позиции, которые в принципе запрещены к ввозу на территорию РФ, так как они представляют опасность для окружающей среды или требуют жесткого регулирования по обращению (Решение Коллегии ЕЭК №30 от 21.04.2015), например мышьяк, озоноразрушающие смеси или огнестрельное оружие.


Кроме того, качества, свойства, тип и характеристики товара должны соответствовать цели его покупки - “для личного пользования”. Если изделие явно или даже косвенно предполагает использование в предпринимательской деятельности - ваша посылка тут же перейдет в разряд коммерческих грузов. 


Содержимое посылки анализируется на предмет наличия в ней “товарной партии”, то есть такого количество изделий, которое явно будет использовано впоследствии для продажи. В сети часто можно встретить информацию, что товарная партия начинается с 4 или 5 единиц одного и того же артикула. На самом деле закрепленного законодательством количественного ограничения у данного термина нет - товарной партией могут признаны, например, два ручных фрезера. А если вы заказываете одежду для всей семьи, таможня наверняка запросит объяснительное письмо с указанием паспортных данных всех “получателей”.


Окончательно решение о принадлежности товара к разрешенной категории принимают сотрудники таможенных органов либо специальные программы, основанные на системе рисков. Часто можно услышать - “я заказал большую партию, всегда проходило без проблем, а тут застряло на таможне”. Помните, что через границу ежедневно проходит десятки, если не сотни тысяч отправлений, и некоторые “некорректные” с точки зрения законодательства посылки действительно попадают в страну. Однако постоянно надеяться на такое везение не стоит, генератор случайных чисел еще никто не отменял. 


Многие покупатели, “потеряв” свою посылку на таможне, возмущаются - почему магазин продал мне этот товар, если его нельзя доставить по закону? Здесь мы переходим к следующему пункту - что собой представляют иностранные торговые онлайн-платформы и как они работают?


Что такое маркетплейс и как он работает?


Если вы заказываете товар в монобрендовом магазине - все более-менее понятно. Скорее всего, это официальная интернет-площадка данной торговой марки, на страницах которой подробно описаны условия продажи, возврата, гарантии и доставки до покупателя. Маркетплейс устроен несколько сложнее.


Маркетплейс - это онлайн-магазин, который выступает витриной для огромного количества товарных знаков и производителей. По сути это “рынок” на котором осуществляется электронная торговля, причем реализуемый товар может принадлежать маркетплейсу, либо сторонней компании. В первом случае онлайн-площадка скорее всего заранее выкупает у производителя партию продукции и хранит ее на своем складе, либо сама производит данный товар. Во втором случае поставщик “арендует” место на витрине маркетплейса для своих товаров или брендов, что позволяет ему получить доступ к более широкому кругу потребителей.


Данный момент важен, поскольку от него зависит - кто будет отвечать за качество продаваемого товара, с кем нужно будет решать спорные вопросы, как будет осуществляться доставка и так далее. К сожалению, большая часть покупателей заранее не знакомится с условиями оформления заказа, которые в обязательном порядке размещаются на сайте магазина. При возникновение спорных моментов на таможне это может привести к потере денег.


В любом случае следует помнить - иностранные онлайн-площадки не обязаны разбираться в российском законодательстве. Они не продадут вам товары, которые в принципе запрещены к пересылке в международных почтовых отправлениях, но в остальных моментах за соответствие вашего заказа нормативным актам РФ несете ответственность только вы.


В следующей статье мы расскажем о том, кто же доставляет и растамаживает вашу посылку, и как проходит сам процесс оформления.