Открываем тайны онлайн-шопинга

Это вторая часть нашей статьи, открывающей тайны международного онлайн-шопинга, в которой мы расскажем кто же доставляет и растамаживает вашу посылку, и как проходит сам процесс оформления.


Кто доставляет мой заказ?


В процессе доставки вашего заказа участвует не только выбранный вами интернет-магазин, но и еще несколько компаний. Как минимум это международный перевозчик, оформляющий в том числе товар на экспорт в стране отправления, и таможенный представитель - брокер, который растаможит вашу посылку в РФ. На последнем этапе иногда дополнительно подключается курьерская служба, доставляющая заказы конечному покупателю в России (так называемая “последняя миля”). Зачастую все эти функции совмещает в себе одна организация.


Совершая покупку на сайте вы, подписываете с указанными выше компаниями онлайн-оферту, согласно которой они обязуются привезти ваш заказ в Россию, очистить его на таможне и доставить его по указанному вами адресу. И если данные о курьерской компании - перевозчике вы иногда видите на последней стадии оформления заказа, то брокер для большинства покупателей остается скрыт вплоть до прихода товара в РФ.


Для чего вообще в этой цепочке нужен брокер? Для ответа на этот вопрос давайте уточним несколько моментов. Во-первых, многие считают, что дешевые товары (типа мелочевки с Aliexpress) просто доставляются в почтовое отделение, без каких либо дополнительных процедур. Однако это не так. Все, абсолютно все товары, пересекающие границу РФ, проходят таможенное оформление. Некоторые - в облегченном формате, с использованием электронных реестров, некоторые - с уплатой пошлин и запросами дополнительной технической документации.


Во-вторых, следует разъяснить момент относительно паспортных данных и ИНН, предоставления которых от покупателей иногда требуют перевозчики и брокеры. Согласно Решению Коллегии ЕЭК №158 от 16.10.2018, в качестве сведений об индивидуальном получателе экспресс-груза в пассажирской декларации или в в ее упрощенной форме - реестре указываются фамилия, имя и отчество физического лица, сведения о документе, удостоверяющем личность, а также идентификационный номер налогоплательщика (раздел I, пункт 16). 


Исключением из этого правила являются посылки, доставляемые компаниями, имеющими статус почтового оператора. Ярким примером может служить Почта России. Однако всем остальным для прохождения таможенных процедур потребуется полная информация о покупателе, а в некоторых случаях и сканы самих документов.


Если вам пришел запрос на предоставление паспортных данных, вы можете легко проверить компанию, которая работает с вашим товаром на таможне. Данный посредник должен обладать государственной лицензией на право ведения деятельности в сфере таможенного оформления. Данные по этому документу брокер чаще всего размещает на основной странице своего сайта, так как это доказывает его добросовестность. Проверить, действительна лицензия или нет, насколько давно таможенный представитель работает на рынке, можно на сайте ФТС или других популярных около таможенных ресурсах.


Покупателям дорогостоящих товаров следует обратить внимание на изменения, введенные ФТС в феврале 2020 года. Учитывая последнюю редакцию Приказа ФТС РФ №1060 от 05.07.2018 (раздел II, пункт 9), таможенный представитель не только предоставляет всю информацию по вашей посылке и заполняет необходимые для растаможки документы, но и уплачивает пошлины в отношении ввозимых товаров для личного пользования, от имени и по поручению физических лиц. Для этого и оформляется оферта, о которой мы говорили ранее. Поэтому в платежном поручении, которое вам отправит брокер, будут значиться его реквизиты, а не государственной организации. ФТС уже списала с лицевого счета таможенного представителя необходимую сумму, он, в свою очередь, перевыставляет данный счет на физическое лицо - получателя посылки.


Напомним, таможенные пошлины рассчитываются исходя из ставок и нормативов, закрепленных в Распоряжение Коллегии ЕЭК №145 от 07.11.2017 (приложение 2). С 1 января 2020 года беспошлинный лимит закреплен на уровне стоимости товара в 200 eur и весе 31 кг.


Как проходит процесс таможенного оформления?


Сейчас все экспресс-грузы, следующие в адрес физических лиц оформляются с использованием электронной пассажирской таможенной декларации или реестра.Суть процесса от этого не меняется. Брокер заполняет специальную форму документа всеми имеющимися у него данными о посылке, указывая, в том числе, паспортные данные покупателя, наименование и стоимость товара, а также ссылку на страницу интернет-магазина, в котором он был приобретен.


Далее информация передается в таможню и проходит форматно-логический контроль, в том числе осуществляется автоматическая межведомственная проверка паспортных данных ФТС и МВД. На этом этапе выявляются ошибки, допущенные покупателями - кто-то пропустил цифру в серии или дате выдачи документа, иногда система не принимает паспорт из-за неверного написания названия подразделения. 


Нередки случаи, когда все данные заполнены абсолютно верно, однако программа не принимает документ. Для многих может стать удивлением, но это - результат ошибок в самой базе МВД. Если вы регистрировались на таких государственных порталах, как mos.ru или Госуслуги, стоит проверить, не изменились ли внесенные вами в личный кабинет паспортные данные (эти ресурсы также сверяют информацию с базами МВД). Если вы обнаружили несоответствие с реальным документом, нужно будет обращаться с запросом через форму обратной связи для внесения исправлений.


Иногда генератор случайных чисел просто может затребовать скан паспорта на ту или иную посылку. В любом случае таможня направляет официальный запрос в адрес брокера, который передадресовывает его покупателю. Можно предоставить сканированную страницу или фото с надписями "для таможни", "не для кредита", не перекрывающими основные данные документа. 


Если вы проигнорируете запрос - посылка скорее всего отправится обратно продавцу или попадет под уничтожение (в зависимости от того, что будет дешевле сделать брокеру и курьерской компании). Без ответа на запрос таможенный представитель ничего не сможет сделать. При этом вы можете потерять всю сумму, уплаченную за товар, или ее часть, необходимую для возврата груза за границу.


После проверки всех данных и подтверждения того, что при доставке соблюдены все законодательные нормы РФ, груз выпускается таможней и передается оператору “последней мили”. Напомним, в случае превышения беспошлинной нормы по весу или стоимости, потребуется внести дополнительный платеж. Кстати, на так называемые “платные” посылки таможня всегда запрашивает скан основной страницы паспорта.


Надеемся, что наши статьи помогут вам разобраться в сложном мире таможенного оформления посылок и стать более продвинутым покупателем в мире онлайн-шопинга.