Точный расчет поставки от 1 дня! Рассчитать

Международные перевозки по книжке МДП (TIR)

Перемещение грузов через таможенные границы сопровождается большим количеством документов, в назначении которых легко запутаться начинающему участнику ВЭД. При этом отсутствие печати на какой-либо бумаге или ее потеря может привести к катастрофическим последствиям. Рассмотрим подробнее один из наиболее распространенных документов, сопровождающих доставку груза – так называемый TIR.

Данная аббревиатура используется для обозначения международной системы перевозки грузов, основанной на принципах Таможенной конвенции МДП. Система была разработана для снижения бюрократической волокиты на границе, облегчения и ускорения процесса пересечения грузами пунктов попуска при транзите. Одновременно странам, подписавшим соглашение, система гарантирует уплату таможенных пошлин и налогов. Так как перевозка товаров осуществляется в опломбированных контейнерах или машинах, а уплата сборов обеспечена международной гарантией, уровень внимания таможенных органов к таким поставкам значительно ниже – машины TIR крайне редко подвергаются досмотру по пути следования.

У большинства участников ВЭД TIR ассоциируется исключительно с автомобильными перевозками, однако система предполагает возможность использования на участке пути морского или железнодорожного транспорта.

На международном уровне гарантом выплат является Международный Союз Автомобильного Транспорта IRU, который также обеспечивает стабильную работу системы и ее постоянное обновление. В России представителем IRU выступает АСМАП — Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. В настоящий момент в системе TIR установлен минимальный порог обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в размере 60 000 евро, однако в прошлом году Европейский союз, Азербайджан, Сербия, Иран и т.д. (всего 28 стран) увеличили порог гарантии до 100 000 евро.

Основным документом конвенции является книжка МПД (другие возможные названия TIR, Carnet TIR). По внешнему виду она напоминает блокнот, состоящий из ряда отрывных листов разного цвета, корешка, листов обложки и протокола о ДТП. В зависимости от общего количества листов TIR может быть использован для перевозки товаров через разное количество стран. Каждому документу TIR присваивается уникальный буквенно-цифровой номер. На обложке указывается срок действия – последний день, когда книжка МДП может быть использована для осуществления перевозки и «активирована» в таможенном органе отправления. Продолжительность действия документа устанавливается АСМАП и не может превышать 75 дней с момента выдачи книжки перевозчику. Важно понимать, что книжка МДП является подотчетным документом, поэтому любые исправления должны подтверждаться печатью таможенных органов.

В России книжка МДП выдается АСМАП только аккредитованным членам ассоциации. При этом перевозчик должен получить допуск к международным перевозкам (в соответствии с постановлением Правительства №730 от 16.10.2001), на имеющиеся у него в собственности фуры или контейнеры должно быть получено свидетельство о допущении дорожного транспортного средства к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами. На такие машины прикрепляются таблички с надписью «TIR».

Основная информация о грузе и маршруте перевозки указывается на листе грузового манифеста:
— страны и таможни отправления и назначения;
— через какие таможенные посты и страны, в какой последовательности будет проходить груз;
— данные по грузу (вес брутто/нетто, количество мест, описание и коды ТНВЭД), с уточнением таможни назначения для каждой части груза (если машине необходимо разгрузиться в нескольких местах);
— описание документов, сопровождающих товар (например, инвойсы);
— информация по транспортному средству, наложенным таможенным пломбам и тд.

Как работает TIR?


При выезде из таможни отправления инспектор вырывает из книжки один лист (белого цвета), оставляя корешок с соответствующими отметками. Тем самым открывается процедура транзитной перевозки по процедуре МДП на территории страны отправления. При прибытии в пункт пропуска на границе сотрудники таможни отрывают еще один лист (парный предыдущему, зеленого цвета), также оставляя корешок с соответствующими отметками. Тем самым перевозка МДП в данном государстве закрывается. После пересечения границы транзит будет вновь открыт, а затем – закрыт, с помощью очередной пары листов. И так – до окончания перевозки, когда груз прибудет в последнюю таможню назначения (если товар выгружается по дороге). Здесь транзит закрывается окончательно, использованная книжка с корешками и оставшимися листами возвращается в АСМАП.

Следовательно, участнику ВЭД и транспортной компании необходимо заранее знать конкретный маршрут перевозки, чтобы приобрести у представителя IRU в своей стране книжку МДП с достаточным количеством листов. Таможенных пунктов, в которых по пути будет выгружаться товар, может быть не более 3-х, что также связано с организацией документа. Менять маршрут движения после открытия TIR нельзя – перевозчик будет оштрафован за административное правонарушение.

Таким образом видно, что использование книжек МДП облегчает процесс транзита и защищает страны, по территории которых перемещается груз, от возможного нарушения таможенного законодательства и потери пошлин и налогов – они будут выплачены либо получателями, либо АСМАП (в случае, если товар пропадет на территории РФ). При этом TIR не обеспечивает страховую защиту груза и не освобождает перевозчика от ответственности, в том числе финансовой.

К сожалению, на практике все выглядит не столь радужно. К 2013 году задолженность ассоциации перед ФТС по уплате таможенных платежей за не доставленные грузы достигла 20 млрд. рублей. В связи с этим таможенными органами РФ было принято решение, согласно которому помимо книжки МДП в качестве гарантии требуется предоставить обеспечение уплаты пошлин и налогов (денежный залог, банковская гарантия, свидетельство таможенного перевозчика) или использовать таможенное сопровождение.

Несмотря на то что спустя всего 4 месяца после этого АСМАП оспорила данное решение в Верховном суде РФ, большая часть таможенных постов в пунктах пропуска принудительно закрывает TIR и разрешает дальнейшее движение транспортного средства только при соблюдении всех условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 143 ТК ЕАЭС). На территории Европейского союза TIR все также действует без ограничений в рамках суммы обеспечения, принятой конкретной страной. Дальнейшая судьба книжек МДП и отношение к ним таможни в нашей стране будет зависеть от степени соблюдения законодательства участниками ВЭД и снижения количества фирм-однодневок среди импортеров.