Точный расчет поставки от 1 дня! Рассчитать

Это страшное слово «досмотр»: как пережить и можно ли его избежать

Согласно 328 ст. таможенного кодекса ЕАЭС, таможенный досмотр – это одна из форм таможенного контроля, при которой проводится осмотр и совершаются иные действия в отношении грузов со вскрытием упаковки, контейнера или грузового отсека автомобиля, с удалением пломб и других идентификационных знаков. Основная цель досмотра – проверка уже имеющейся информации и получение дополнительных сведений о товарах, подтверждающих законность их перемещения через границу ЕАЭС.

Досмотр проводится в заранее обозначенное время в присутствии декларанта, представителя перевозчика или водителя. В определенных случаях таможенники могут досмотреть товары при понятых, которые не имеют отношения к грузу (например, при выявлении радиоактивного излучения или обнаружения неприятного запаха, исходящего от товаров). Проведение досмотра осуществляется сотрудниками отделов таможенного оформления, контроля или досмотровых подразделений, с привлечением, в случае необходимости, дополнительного оборудования (металлодетекторы, эндоскопы) и экспертов узкой специализации. Региональное таможенное управление предоставляет свободный доступ к серверу, на котором хранятся фотографии и видеозаписи всего процесса проверки.

По окончании досмотра в течение рабочего дня составляется акт, один из экземпляров которого передается представителю владельца груза. В акте в обязательном порядке указываются представители таможни, проводившие досмотр, вся информация о товаре, полученная в процессе осмотра (полное описание груза, с указанием типа упаковки, маркировки, количества и состава), данные о таможенных пломбах и их состоянии, результаты досмотра.

Направление груза на досмотр грозит множеством неприятных моментов. Первое, с чем может столкнуться участник ВЭД – потеря времени, в течение которого проводится досмотр. Этот процесс может растянуться на срок до 10 рабочих дней с момента регистрации декларации. При этом таможенные органы могут потребовать перевезти и разместить товар на складе временного хранения для проведения досмотра.

Вне зависимости оттого, какой процент товарной партии попадает под досмотр, чаще всего это приводит к полной выгрузке товара из контейнера или транспортного средства. Таким образом, к расходам декларанта на перевозку и хранение груза на СВХ добавляются расходы на разгрузочно-погрузочные операции, а также на вскрытие и переупаковку досматриваемого товара, взвешивание, сортировку товарной партии по отдельным наименованиям. Согласно ст. 348 ТК ЕАЭС данные операции при проведении таможенного контроля не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов. Декларант может потребовать возмещения ущерба, но только в том случае, если в поручении не указана причина, подтверждающая необходимость проведения досмотра.

Кроме того, в результате проверки могут обнаружиться такие “сюрпризы”, о которых декларант даже не подозревал. Например, отправитель может положить в грузовой отсек бесплатный рекламный материал, не посчитав нужным уведомить об этом покупателя. Получается, что на таможню прибывает груза больше, чем заявлено в декларации, и на эту часть груза у получателя нет разрешительной документации. В нашей практике были случаи, когда производители упаковали продукцию в коробки, на которые был нанесен зарегистрированный в ТРОИС товарный знак, при том что сам товар не имел к данной торговой марке никакого отношения. Общим был только завод-производитель. Все это вызывает дополнительные вопросы к декларанту со стороны таможенных органов и приводит к увеличению срока проверки.

Почему же ваш груз был направлен на досмотр? Главной причиной применения такой формы таможенного контроля как досмотр является срабатывание системы управления рисками (СУР). Даже для опытных участников ВЭД структура данной системы, ее основные понятия и элементы, а также принцип работы не всегда до конца понятны. Позднее мы рассмотрим этот вопрос подробнее. В целом следует понимать, что вся деятельность СУР направлена на предотвращение нарушения таможенного законодательства и защиту экономической безопасности страны.

Груз может попасть на досмотр без веских причин, если в системе управления рисками срабатывает генератор случайных чисел, который выберет такую форму таможенного контроля случайным образом. Поэтому избежать досмотра на 100% невозможно.

Второй вариант — при анализе заполненной декларации срабатывает профиль риска. Профили риска разрабатываются таможенными органами и оценивают множество параметров и данных, связанных с грузом. На основе статистических данных, оперативной информации, законодательных актов и т. д. выявляются входящие в структуру профиля индикаторы риска — определенные критерии и их значения, отклонение от которых и приводит к назначению различных форм таможенного контроля в отношении груза. В качестве такого критерия может выступать, например, вес единицы изделия, соотношение массы нетто и брутто груза, стоимость единицы изделия. В этом случае адекватность заявленной в декларации информации подтверждается дополнительно предоставляемыми документами, сведениями или информацией, которую таможня получит в результате досмотра.

Таким образом, для того, чтобы минимизировать возможность такого неприятного и затратного процесса как досмотр, следует выбирать проверенных перевозчиков, работать с таможенными представителями, имеющими хорошую репутацию, и внимательно относится к оформлению документов, на основании которых проводится декларирование. Специалисты нашей компании помогут вам в подготовке груза к отправке, подскажут, на какие моменты следует обратить внимание при составлении внешнеторгового контракта, и подготовят к подаче декларацию.